РУБЦОВ

Виталий Владимирович (р. 1948) — российский психолог, специалист в области общей, возрастной и педагогической психологии. Автор концепции обучения, основанного на совместно-распределенных формах учебной деятельности и генеза познавательных действий ребенка. Ученик В.В. Давыдова. Д-р психологических наук (1987), профессор (1989), чл.-кор. РАО (1990). Директор ПИ РАО (с 1992). Д. чл. РАО (1992). Член Президиума РАО (1994). Председатель Центрального регионального отделения РАО (1994—2002). Создатель и ректор Московского городского психолого-педагогического института (с 1997). Гл. ред. журналов Вопросы психологии (с 1995) и Психологическая наука и образование (1996). Эксперт ЮНЕСКО по проблемам возрастной и педагогической психологии (1987—1988). Чл. издательского совета двух международных журналов, поч. профессор Висконсинского ун-та (Мэдисон, США, 1999). Дважды награжден медалью К..Д .Ушинского (1995, 1998), орденом Дружбы (1999), лауреат Премии Президента РФ за создание целостной концепции развивающего образования на базе теории социо-генетической психологии (1997). Образование получил в МИФИ (физико-энергетический факультет, 1966— 1972). Профессиональную деятельность начал в НИИ ОиПП АПН СССР в лаборатории Психического развития детей младшего школьного возраста, которой заведовал В.В. Давыдов. В 1978 г. защитил канд. дис. Психологические особенности введения школьников в область теоретических понятий (на материале физики) . Последующая исследовательская деятельность Р. сместилась в область информационных и коммуникативно-распределенных систем обучения. В 1981 г. он возглавил лабораторию Средств управления учебной деятельностью, переименованную в 1986 г. в лабораторию Психологических основ использования ЭВМ в обучении. В этот период под его руководством разрабатывались психологические требования и рекомендации к использованию технических средств и систем в обучении, велись исследования в области новых (информационных) технологий обучения и их влияния на развитие детей. Разрабатывалась концепция обучения, основанная на положении о совместно-распределенных формах учебной днятельнос-ти, направленная на решение широкого круга задач общей, педагогической и возрастной психологии. Исследовались психологические закономерности и механизмы организации совместной учебной деятельности и генеза познавательных действий у ребенка. Был обоснован вариант генетико-моделирующего метода, позволяющего изучать генез учебно-познавательных действий, выявлены психологические условия организации совместных учебных действий (распределение, обмен, коммуникация, взаимопонимание, групповая рефлексия), получены данные о развитии этих действий в зависимости от возраста учащихся. Результаты этих исследований были обобщены в монографии Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения (М, 1987; перев. на англ. язык, 1991) и защищены в качестве докт. дис: Психологические основы организации совместной учебной деятельности , 1988. Дальнейшее направление исследований Р. связано с психолого-педагогическим обеспечением информатизации современного образования. Под его руководством выполнялся ряд государственных программ и международных проектов (программа АПН СССР ЭВМ в школе, Советско-американский проект ЮНЕСКО VelHam, ITEC и др). Р. являлся одним из организаторов VI и VII съездов ОП СССР, где был избран членом Президиума Центрального совета ОП СССР. После преобразования ОП СССР в ОП РФ (1994) был избран членом Президиума ОП РФ (1996). С 1987 г. возглавил лабораторию Психологии компьютерного обучения (с 1992— Психологических основ новых образовательных технологий), где под его руководством разрабатываются новые информационные коммуникативно-ориентированные технологии обучения, проводятся углубленные исследования игровых, учебных и профессионально-ориентированных видов деятельности, основанных на использовании компьютерных средств (ЭВМ как средство учебной деятельности/в соавт., 1990; Логико-психологические основы новых технологий обучения и развития школьни-ков/ред. и соавтор, 1992). Практически ежегодно организовывает конференции по различным проблемам психологии обучения и развития детей. Отдает много сил подготовке кадров в области психологии. Занимается активной преподавательской деятельностью, читает курсы лекций в МГППИ, др. вузах и зарубежных ун-тах. Автор и ред. монографий: Г.И. Челпанов Мозг и душа: критика материализма и очерк современных учений о душе/отв. ред., М., 1993; Основы социально-генетической психологии, Москва-Воронеж, 1996; Коммуникативно-ориентированные образовательные среды / Психология проектирования/ отв. ред., 1996; Выдающиеся психологи Москвы / отв. ред. совм. с М.Г .Ярошевским, М., 1997; и ряда др. научных трудов, некоторые из которых переведены на англ., нем. и япон. языки. Л. А. Карпенко

Просмотров: 733
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
  • АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Активность (в психологии развития)
  • Виды учебной деятельности
  • Детерминанты развития психологии
  • Диагностика ошибок по результатам обучения (учебной деятельности)
  • ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Женевская школа генетической психологии
  • Женевская школа генетической психологии
  • КОММУНИКАТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  • Комплексы технических средств программированного обучения (ТСПО)
  • МЕРЫ СОДЕЙСТВИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ
  • МЕРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ
  • Навыки учебной деятельности
  • Нормативно-правовое обеспечение образовательной и учебной деятельности на основе информационных технологий
  • Общение (в психологии развития)
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕНАЖЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ
  • Развитие познавательного интереса к математике в условиях личностно ориентированного обучения с использованием средств ИТ
  • Рефлексия учебной деятельности
  • Система средств обучения (ССО), в состав которой входят средства обучения, функционирующие на базе средства ИКТ (ССО на базе ИКТ)
  • Социализация (в психологии развития)
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
  • СТИМУЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ
  • УСЛОВИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Формы обучения (формы организации обучения) военнослужащих
  • ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь