ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

направление в исследовании психич. развития ребенка, созданное Ж. Пиаже и его последователями. Предмет изучения — происхождение и развитие интеллекта у ребенка. Гл. задача — исследование механизмов познават. деятельности, к-рые скрыты за внеш. картиной поведения Для выяснения этих механизмов разработан метод клинич. беседы, когда изучаются не симптомы, не внеш. признаки явления, а процессы, к-рые приводят к их возникновению. Работы представителей школы (Пиаже, Б. Инельдер, E Шеминский и др.) показали, что развитие интеллекта ребенка выражено в переходе от эгоцентризма через децентрацию к объективной познават. позиции. Своеобразие развития психики ребенка связано с теми структурами интеллекта, к рые формируются прижизненно благодаря действиям. Внеш. материальные действия ребенка до двух лет (первоначально выполняемые развернуто и последовательно) благодаря повторению схематизируются и с помощью символич. средств (имитация, игра, рисунок, речь) в дошк. возрасте переносятся во вн»тр план (см. Ипте-риоризация). Координируясь с др. действиями, они уже в младшем шк. возрасте превращаются в умственные операции.

В генетич. психсюгии, созданной Пиаже, операция рассматривается как осн. единица мышления Аналог операций на сенсомоторном уровне развития ребенка, конкретные и формальные операции составляют три фундаментальные структуры инте почта Процесс их достижения позволяет разделить весь ход психич. развития на три больших периода, и в каждом намечается ряд стадий. В этом контексте изучается формирование таких понятии, как иоъект, пространство, время, причинность и др., особенности дет. логики, сходства и различия психики ребенка и взрос. того

Согласно женевской школе, благодаря обучению можно ускорить процесс усвоения понятий, но величина и природа достижений всегда зависят от исходного уровня развития, а социальные влияния подчиняются схемам и структурам, с помощью к-рых ребенок способен воспринять эти влияния. Порядок формирования структур мышления постоянен, но сроки их достижения могут варьировать в зависимости от ряда факторов. Законы познават. развития универсальны они действуют как в процессе развития мышления ребенка, так и в ходе науч. познания.

Общую картину развития интеллекта психологи женевской школы пытаются дополнить изучением эмоциональных процессов, памяти, воображения, восприятия, к рые рассматриваются ими как целиком подчиняющиеся интеллекту. С 1970 х гг. представители этой школы проявляют интерес к процессу обучения, к исследованию развития ребенка в разных культурах, к диагностике умственного развития, к патологии мышления. Проводятся также исследования в области психолингвистики

Все исследования женевской школы опираются на исходное положение Пиаже о взаимодействии живой системы со средой как нера дальности двух непрерывно совершающихся процессов — ассимиляции и аккомодации При ассимиляции организм как бы накладывает на среду свои схемы поведения, при аккомодации он перестраивает эти схемы соответственно особенностям среды. Из таких общебиол. закономерностей Пиаже исходил в трактовке психич. развития, считая, что, стремясь ко все более совершенным формам равновесия со средой, организм создаёт познавал1, структуры. Это определило объяснение полученных женевской школой данных в категориях биологии, что вызвало критику ее теоретич. позиций сов. психологами. Анализируя концепцию генетич. психологии, Л. С. Выготский и его поеяедовате-ли подчеркивают, что нельзя начинать анализ психич. развития с индивида, поскольку нет и не может быть независимости ребёнка от общества. Поэтому, признавая факты, полученные в исследованиях женевской школы, отеч. психологи выступают против их интерпретации с позиций натуралистич., биологизаторского понимания источника и движущих сил развития.

Лит.: Флейвелл Дж.-Х., Генетич. психология Жана Пиаже, пер. с англ., М., 1967; Ярошевский М. Г., Психология в XX столетии, М., 1971, гл. 10.

Л. Ф. Обухова.

 

Просмотров: 849
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • Адаптация (в психологии развития)
  • Адаптация социальная (в психологии развития)
  • Активность (в психологии развития)
  • Воспроизводство культуры в ходе пси хического развития ребенка
  • ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ развития элементарной сенсорной психики
  • Двухфакторные теории психического развития (конвергенции двух факторов)
  • Детерминанты развития психологии
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым в раннем возрасте. Л. Н. Галигузова
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни
  • Дневник развития ребенка
  • Дооперациональная стадия или уровень развития мышления
  • Достаточно хорошая мать в создании среды развития ребенка
  • Зона ближайшего развития ребенка
  • Интеллекта (умственного развития) коэффициент
  • ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ), КОЭФФИЦИЕНТ
  • ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
  • Мышления уровни развития
  • Общение (в психологии развития)
  • ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
  • РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА ПО Ж.ПИАЖЕ
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • Социализация (в психологии развития)
  • Стадии развития поведения ребенка
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕОРИЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
  • ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА, ТЕСТЫ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  • ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
  • УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (ИНТЕЛЛЕКТА), ТЕСТ
  • Факторы риска в психологии развития
  • Формально-операциональный период развития интеллекта



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь