Формально-операциональный период развития интеллекта

(по Пиаже) [лат. formalis; operatio — действие, дело; intellectus — разумение, понимание] — последний, завершающий период операционального развития, начинающийся с 11—12 лет и приводящий к состоянию «полного равновесия» в 14—16 лет, когда, по Пиаже, операциональное развитие завершается и у ребенка формируется «логика взрослого». Мышление ребенка на этой стадии характеризуется как вербальное, как способность рассуждать в гипотетикодедуктивном плане, т.е. возможность принимать любые данные и посылки как гипотезы и строить рассуждение относительно них. При этом ребенок не только оперирует гипотезами в вербальном плане, но и способен к оптимальному управлению пробами в лабораторном эксперименте на поиски закономерностей (в частности, физических). Важно, что объектом логики ребенка становятся теперь сами высказывания, а не только объекты. Мышление делается гипотетико-дедуктивным, основанным на доказательных возможностях пропозицио нальной логики. Логика формальных операций — это логика высказываний, которая является формальной, независимой от содержания, и представляет собой структуры, координирующие различные логические операции в единую целостную систему. Все появляющиеся на этой стадии развития операциональные схемы — пропозициональной логики, комбинаторных операций, схема пропорции, схема механического равновесия, операциональная схема, связанная с вероятностями и пр., скоординированы и включены в единую операциональную структуру, которую Пиаже называет группой INRC. Важнейшими конкретными областями психологических исследований формальных операций в концепции Пиаже стали: 1) исследование гипотетико-дедуктивного мышления ребенка в области поиска физических закономерностей, например, эксперименты Б. Инельдер и Ж.Пиаже с маятником, в которых ребенок путем проб и рассуждений должен сформулировать зависимость частоты колебаний маятника от веса подвешенного груза, длины веревки, на которой висит груз, силы толчка и высоты, с которой отпускается груз; 2) исследование операциональных схем комбинаторики, например, с помощью эксперимента с пятью бесцветными и лишенными запаха жидкостями, соединение трех из которых дает определенным образом окрашенный продукт, прибавление четвертой жидкости меняет окраску, а пятая жидкость полностью нейтральна. От ребенка требуется как можно быстрее путем манипулирования с жидкостями и рассуждений открыть эти свойства жидкостей; 3) исследование формирования схем механического равновесия, включая равновесие между действием и реакцией. Например, используется экспериментальная система, где поршень оказывает давление на воду, содержащуюся в одном колене U-образного сосуда. Система находится в динамическом равновесии, так как столб воды в противоположном колене уравновешивает груз поршня. Подростки на стадии формальных операций легко объясняют это состояние равновесия, различая четыре скоординированные в этой ситуации операции; 4) исследование операциональных схем пропорции, например, в экспериментах с весами, где произведение расстояния и груза на одном плече весов должно быть уравновешено произведением расстояния и груза на другом плече весов. А.Г.Лидерс

Просмотров: 1709
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • Воспроизводство культуры в ходе пси хического развития ребенка
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым в раннем возрасте. Л. Н. Галигузова
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни
  • ДИАЛЕКТИКА КАК ЛОГИКА РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ
  • Дневник развития ребенка
  • Достаточно хорошая мать в создании среды развития ребенка
  • Зона ближайшего развития ребенка
  • ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ
  • Исследование операций
  • ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
  • Конкретных операций стадия (уровень, период)
  • Логика как основа онтологии. Логические принципы выделения первоэлементов бытия
  • МЫШЛЕНИЕ КАК «ВНУТРЕННЯЯ» АКТИВНОСТЬ
  • ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНОМАЛЬНОГО РЕБЕНКА
  • Операций исследование
  • ОПЕРАЦИЙ, ИССЛЕДОВАНИЕ
  • ПИАЖЕ
  • ПИАЖЕ
  • РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА ПО Ж.ПИАЖЕ
  • РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ МАТЕРИ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА
  • СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ МАТЕРИ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА
  • Стадии развития поведения ребенка
  • Стадия формальных операций
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ФОРМАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • ЭГО-СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА (CHILD EGO-STATE)
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь