ДАВЫДОВ

Василий Васильевич (1930— 1998) — российский психолог, философ и педагог, специалист в области психологии обучения, детской и педагогической психологии, а также теоретико-методологических проблем общей и возрастной психологии. Д-р психологических наук (1970), профессор (1973), д. чл. АПН СССР (1978) и РАО (1992), засл. деятель науки РФ (1996), лауреат премии Президента РФ в области образования (1997). Образование получил в МГУ им. М.В. Ломоносова, закончив психологическое отделение философского фак-та (1953) и аспирантуру МГУ по кафедре психологии (1953-1956). В 1958 г. под руководством П.Я. Гальперина защитил канд. дис: Основные этапы формирования умственных действий у ребенка (на примере формирования счета и понятия числа у дошкольников) и в 1959 г. пришел в НИИ ОиПП АПН СССР, возглавив лабораторию психологии детей младшего школьного возраста (1961 — 1973). Одновременно, по совместительству, преподавал в педагогических вузах Москвы. В 1970 г. защитил докт. дис: Виды обобщения в обучении (логико-психологические основы построения учебных предметов) . В 1973 г. возглавил НИИ ОиПП АПН СССР (1973-1983) и лабораторию психического развития и воспитания младших школьников. В 1983 г. Д. уходит с поста директора института и возглавляет лабораторию умственного воспитания Детей дошкольного возраста Института Дошкольного воспитания АПН СССР. В 1989 г. избирается вице-президентом АПН СССР, в 1990 г. Д. -академик-сек-Ретарь отделения психологии, возрастной физиологии и дефектологии АПН СССР. После реорганизации в 1992 г. Академии педагогических наук избирается вице-президентом РАО (1992—1998). С 1987 г. — иностранный член Национальной Академии образования США. Научно-исследовательская деятельность Д,. в основном была связана с изучением проблематики обучения и психического, в первую очередь — умственного развития школьников. Воспитание и обучение понималось им как всеобщая форма психического развития, основой которого является развитие деятельности ребенка, осуществляемой в сотрудничестве со взрослым (педагогом) и другими детьми. Вместе с Д.Б. Элькониным и П.Я. Гальпериным Д. создает новое направление в отечественной психологической науке — психологию формирования мыслительной деятельности учащихся, опираясь при этом на представления о мышлении и его генезе, сформулированные в русле диалектической логики (Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Э.В. Ильенков и др.). Им исследованы закономерности развития учебной деятельности — от начального до завершающего этапов школьного образования, ее содержание и строение (включая основные учебные действия), выявлены возрастные особенности и возможности развития мышления младших школьников, формы и способы организации их обучения. Д. — один из инициаторов и организаторов перестройки системы образования в нашей стране, базирующейся на изучении мыслительной деятельности учащихся, логико-психологическом анализе формирования и развития у них теоретического, или разумного мышления (в отличие от эмпирического, или рассудочного), становления основ теоретического сознания в онтогенезе. Исследование особенностей психического развития младших школьников привело Д. к выводу о том, что их умственные возможности шире и многостороннее, чем считалось ранее в детской и педагогической психологии и дидактике. Совместно с Д.Б. Элькониным в лаборатории психологии младшего школьного возраста Д. разработал принципы генетико-модели-руюшего эксперимента, направленного на целенаправленную реализацию этих возможностей в рамках специальным образом построенной поисково-преобразу-юшей учебной деятельности (в противовес обычному рецептивному учению). Результаты данных исследований систематически изложены и развернуто обоснованы в его докторской диссертации и в книгах: Виды обобщения в обучении (1972, 2000), Проблемы развивающего обучения (1986), Теория развивающего обучения (1996). Было показано, что традиционная система начального обучения базируется на устаревших логико-психологических установках, связанных с эмпирической теорией мышления, и что совершенствование системы образования требует других научных предпосылок. Д. развил теорию взаимосвязи эффективной учебной деятельности с процессом образования у учащихся содержательных абстракций и обобщений, формированием у них способности к анализу оснований собственных действий (рефлексии). Это открыло перспективу для конструирования учебных предметов в логике восхождения мысли от абстрактного к конкретному, пересмотра психологической структуры учения в целом. В итоге Д. и его сотрудниками была создана система развивающего обучения школьников, получившая название системы Эльконина — Д.. Образовательные программы (по математике, родному языку, литературе, изобразительному искусству и художественному труду, естествознанию и др.), а также обучающие технологии и средства диагностики психического развития детей в экспериментальном обучении были успешно применены во многих городах России, а также в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья (Латвия, Казахстан, Украина, Нидерланды, Франция, США и др.). Подготовленный Д. и его сотрудниками пакет качественно новых программно-методических материалов (программ, учебников, учебных пособий и др.) был утвержден МО РФ. В целях широкой общественной поддержки и распространения этих научно-практических разработок в 1994 г. Д. была создана Ассоциация развивающего обучения, вскоре получившая статус международной, первым Президентом которой он стал. Наряду и в тесной связи с основной исследовательской работой Д. осуществлял анализ категориальных основ общепсихологической теории деятельности, исследовал проблемы соотношения коллективной и индивидуальной деятельности, расширил и обогатил новым содержанием идею П.Я. Гальперина о природе психики как поиска и опробования возможных вариантов действования в неопределенной ситуации, связав его с феноменом превращения сукцессивного в симультанное. Ряд работ Д. посвящен анализу истории, современного состояния и перспектив культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии. Последние он усматривал в разработке и освоении специалистами стратегии проектирования различных форм и видов человеческой деятельности, реализуемой полидисциплинарными методами ее исследования. Кроме упомянутых выше, Д. автор книг: Учебная деятельность и моделирование (в соавт.), М., 1981; О понятии развивающего обучения, М., 1995; Математика. 3 класс. Учебник/ (в соавт), М., 1996; Математика. 3 класс. Методическое пособие/(в соавт.), М., 1996. Л.А. Карпенко, В. Т. Кудрявцев

Просмотров: 1174
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • »ЕЖЕГОДНИК МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА АКАДЕМИИ НАУК СССР»
  • Адаптация (в психологии развития)
  • Адаптация социальная (в психологии развития)
  • Активность (в психологии развития)
  • ВЕКСЛЕРА, ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ШКАЛА ИНТЕЛЛЕКТА (WPPSI)
  • Виды учебной деятельности
  • Двухфакторные теории психического развития (конвергенции двух факторов)
  • Детерминанты развития психологии
  • Диагностика ошибок по результатам обучения (учебной деятельности)
  • Единство обучения и развития
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • ОСНОВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Общение (в психологии развития)
  • Основные исторические этапы развития психологической науки
  • ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Система средств обучения (ССО), в состав которой входят средства обучения, функционирующие на базе средства ИКТ (ССО на базе ИКТ)
  • Социализация (в психологии развития)
  • ТЕОРИЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
  • ТЕОРИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ОБОБЩЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Теория общего развития в процессе обучения (Л. В. Занков)
  • Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности
  • ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ)
  • Факторы риска в психологии развития
  • Формы организации образовательной деятельности детей
  • ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ)
  • мониторинг развития системы образования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь