НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

(НТР) – это радикальные изменения в науке и технике (технологии). По существу, НТР рассматривается как процесс интеграции (слияния) научной и технической  революции. Речь идет о формировании единой системы «наука-техника-производство», в рамках которой происходят радикальные изменения, затрагивающие все её элементы, включая и человеческий  (социокультурный) фактор. Существуют различные точки зрения на сущность НТР: 1) её сущность связывают с реализацией тезиса о превращении науки в «непосредственную производительную силу»; 2) её связывают с переходом от машинного фабричного к комплексно-автоматизированному производству; 3) её рассматривают как радикальные изменения в системе управления; 4) её соотносят с характером взаимоотношений техники и  биосферы и др. НТР – это интегрально-комплексный  феномен,  в  рамках  которого  фиксируется  совокупность изменений внутри отношения «человек-техника-природа-общество». Однако определяющий фактор этих  изменений (по сравнению с предшествующими формами деятельности) связан с тем, что непосредственно управленческие функции в системе  производственно-хозяйственной деятельности переходят от человека к сравнительно автоматизированным технико-технологическим устройствам. Человек «встраивается» в новую структуру деятельности как  преимущественно носитель не производственных, а контролирующих, регулирующих и управляющих  функций.  Тем  самым  создаются  предпосылки  для  существенного  рывка технологической цивилизации. В условиях НТР активизируется процесс, с одной стороны, «онаучивания» техники и технологии, т.е. интенсивного использовании результатов  научных  исследований  и  разработок  в  технико-технологических процессах и  объектах; а с другой стороны, процесс «технологизации» естествознания, т.е. более активной ассимиляции  естественнонаучным знанием техникотехнологической проблематики. При этом соответствующие изменения происходят в системе человекознания, что реализуется в тенденции «гуманизации» естественно-технического  знания и «онаучивания» (и «технологизации») дисциплин социально-гуманитарного профиля. Исторически  выделяется несколько направлений НТР: 1) энергетическое направление, связанное с развитием атомной энергетики, которая рассматривалась в качестве основного перспективного источника дополнительной энергии; 2) космическое направление, вызванное прогрессом исследований в области освоения космоса (полеты аппаратов и человека в космическое  пространство); 3)  химическое направление, основанное на  активной разработке химических веществ (полимеров) с заданными свойствами, тождественными природным соединениям (капрон,  нейлон и др.); 4) технологическое направление,  связанное  с  использованием  более  совершенных  технологических систем  (автоматизированные  системы,  относительно  замкнутые  технологии  и др.). Однако принципиальное отличие НТР от предшествующих этапов технического прогресса состоит в том, что именно в рамках НТР организация производственных процессов осуществляется преимущественно с применением электронно-вычислительных машин (ЭВМ), а автоматизация технологических процессов предполагает  формализацию технологического знания. В условиях НТР информация  как  основной  элемент  автоматизации  выступает  существенной  частью технологического процесса. Внедрение систем автоматизированного  проектирования сближает управление технологическими процессами с проектно-конструкторской  деятельностью. Инженерное проектирование использует естественнонаучное и технологическое знание для выбора оптимальной технологии управления непосредственно технологическим процессом, а знание социально-гуманитарного характера позволяет придать автоматизации «человеческое измерение».

Просмотров: 1044
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ  
  • АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
  • АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СССР
  • Гоббс: человек, его сущность и общество
  • Задача технологии как науки
  • Здоровьесберегающие технологии в условиях информатизации образования
  • Изменения в языке (Языковые изменения)
  • КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СССР
  • МОДЕЛЬ ПОДСИСТЕМ (СИСТЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ)
  • НАПРАВЛЕНИЕ В ОСНОВНОЙ ПОТОК
  • Общение в экстремальных условиях деятельности
  • ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ КРИТЕРИИ ВЫБОРА
  • ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ
  • Права женщин в системе прав человека
  • Профессиональное общение в системе «Человек Природа»
  • Профессиональное общение в системе «Человек-Знак»
  • Профессиональное общение в системе «Человек-Художественный образ»
  • Профессиональное общение в системе «Человек-Человек»
  • Процесс изменений
  • РЕГРЕССИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ И В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
  • РЕЗУЛЬТАТЫ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ В ХОДЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ В РАМКАХ КОНТРОЛЯ УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
  • РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ В ХОДЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ В РАМКАХ КОНТРОЛЯ УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
  • СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК
  • СТАТУС И МЕСТО СТАНДАРТА В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • СУЩНОСТЬ  ТЕХНИЧЕСКОГО  ЗНАНИЯ  
  • ТЕХНОЛОГИИ СЕТЕВЫЕ (С-технологии)
  • Технико-гуманитарного баланса гипотеза
  • Технологии воспитательного процесса
  • УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь