Профессиональное общение в системе «Человек Природа»

Системная психол. типология субъективного отношения к природе была разработана в отеч. психологии В. А. Ясвиным. В ее основу положен ряд представлений, высказанных психологами и философами: а) о прагматическом или непрагматическом характере отношения к природе (Г. Гачев, М. Каган, А. Леопольд и др.); б) о субъектном или объектном характере ее восприятия (Г. Гачев, М. Каган, С. Дерябо); в) о типах экологических установок личности (А. Лазурский, С. Франк, В. Ясвин); г) о структурно-динамической характеристике субъективного отношения к природе (В. Ясвин). В результате были получены след. типы отношений к природе: 1) объектно-прагматическое связано с ее восприятием в кач. источников материальной пользы, поставщика ресурсов, т. е. природа воспринимается как объект, средство, лишенное самоценности. Человек полагает, что может ею полностью распоряжаться, покорять, оказывать на нее воздействие. В аспекте профессиональной деятельности такое отношение свойственно технократам; 2) субъектно-прагматическое - природные объекты могут восприниматься в кач. субъектов, партнеров взаимодействия. По отношению к ним возможны процессы эмпатии, идентификации, рефлексии, в то же время осн. мотивация взаимодействия с ними носит преим. прагматический характер. Такой тип отношений встречается у людей, занимающихся сельским хозяйством, у дрессировщиков и проводников служебных собак; 3) объектно-эстетическое - характеризуется доминированием перцептивно-аффективного компонента интенсивности отношения к природе и эстетическим типом установок личности. Отношение отличается особой сенситивностью к «чувственной выразительности природы». Это свойственно науч. работникам, художникам, цветоводам и особо доминирует в юношеском возрасте; 4) субъектно-эстетическое - восприятие эстетически переживаемого природного объекта как своего рода субъекта, т. е. к нему испытывается эмпатия, симпатия, признается его самоценность. Такое отношение наиболее выражено у писателей-натуралистов и художников-анималистов; 5) объектно-познавательное - характеризуется доминированием когнитивного компонента отношения к природе и когнитивным типом экологических установок. Природа воспринимается как объект изучения, рационально, при этом для получения соответствующих знаний природный объект может подвергаться деструктивному воздействию, иногда достаточно жесткому. Это отличает ученых-биологов, ученых-естественников; 6) субъектнопознавательное - направленность на изучение природы при осознании самоценности и неповторимости каждого природного объекта, признания за ним безоговорочного права на существование, возможности равноправного взаимодействия. Это характерно для многих ученых-зоологов, посвятивших себя этологическим исследованиям (Я. Линблад, К. Лоренц, Дж. Даррелл и др.); 7) объектно-практическое - отношение характеризуется преобладанием практического компонента интенсивности и доминирования практического типа экологических установок. Объект природы выступает как средство удовлетворения потребности личности в технол. и психол. вооруженности, не являясь самоцелью контактов с ним. Пример - аквариумисты, держатели экзотических животных; 8) субъектно-практическое - направленность практических действий человека непосредственно на природный объект, т. е. к нему прикладывается отношение «как к цели». Природный объект воспринимается в кач. полноправного партнера. Но такое отношение проявляется к любимому природному объекту, в то время как к остальной природе может носить объектно-прагматический характер; 9) объектно-охранное - природа воспринимается как собственность всего человечества, в т. ч. и будущих поколений, в интересах к-рых и требуется охрана природных объектов. Это тип отношения сознательный, ответственный, рациональный, он провозглашается целью экологического образования, встречается у активистов природоохранных движений, «зеленых», школьных учителей; 10) субъектно-этическое - доминирование поступочного компонента и этических экологических установок личности. За природой признаются качества и свойства субъекта, контакты между ней и человеком воспринимаются как взаимодействие вне зависимости от ее «полезности» или «бесполезности». Такой тип взаимоотношений провозглашается и пропагандируется философами-гуманистами (Л. Толстой, М. Ганди, А. Швейцер, Г. Гачев и др.). Субъективное отношение к природе динамично, но при этом субъектно-этическое взаимоотношение не должно стать препятствием для необходимой хозяйственной деятельности людей (В. А. Ясвин). Часто субъективное отношение личности к природе вступает в противоречие с профессиональным отношением к природным объектам, определяемым целями производственно-хозяйственной деятельности, связанной с ее разрушением или уничтожением. Эколог Г. Хардин выделил проблему: «трагедия общин» или «общественная дилемма», суть к-рой в том, что при использовании природных ресурсов разл. индивидуумы или разл. группы, преследуя свои узко эгоистические интересы, вредят интересам всего сообщества, разрушая, истощая природную среду и вызывая последствия, угрожающие будущему человечества. Лит.: Брудный А. А. Психологическая герменевтика. М., 2005; Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996; Шмелева И. А. Психология экологического сознания. СПб., 2006; Ясвин В. А. Психология отношения к природе. М., 2000; Hardin G. The Tragedy of the Commons // People, Penguins and Plastic Trees. Basic Issues in Environmental Ethics / Еd. by C. Pierce and D. Van DeVeer. 1995. И. А. Шмелева

Просмотров: 1142
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • «основания новой науки об общей природе НАЦИЙ»
  • «ТРАКТАТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ»
  • «ТРАКТАТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ»
  • «ТРАКТАТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ»
  • Американское просвещение: Подход к природе
  • Изречение особого рода, имеющее отношение к гаданию
  • Любовь к природе
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Многопользовательская объектно-ориентированная среда
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • О ПРИРОДЕ – ВОСПИТАНИИ, ДИСКУССИЯ
  • Объект профессиональной деятельности
  • Объект-отношение
  • Объектно-ориентированные программные системы
  • Основная проблематика французской просветительской философии. Учение о природе
  • ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ
  • ОТНОШЕНИЕ ТИПА РАВЕНСТВА
  • ОТНОШЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
  • Отношения (личности)
  • ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Подчинения отношение (между суждениями)
  • Промышленные отношения (отношения в промышленности)
  • Противоречия отношение (между понятиями)
  • Совместимости отношение (между суждениями)
  • СОЗНАНИЯ И ТЕЛА ОТНОШЕНИЕ
  • Спор о природе универсалий
  • СПОРЫ О ПРИРОДЕ И ВОСПИТАНИИ
  • Субъект-объектное отношение (СО-отношение)
  • Субъектно-объектные отношения
  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь