ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ

- одна из сфер общественной жизнедеятельности человека, заключающая в себе нравственно-ценностное содержание (Этика и экология). О. к п. зависит от господствующего в об-ве способа производства, осуществляется на основе общественных связей между людьми. В субъективном плане О. к п. - своеобразная проекция тех критериев и оценок, к-рые применяются в межличностном общении. Можно выделить три осн. исторических типа, а соответственно и три ценностные модели О, к п. На начальной стадии развития, когда производство осуществлялось гл. обр. в форме охоты и собирательства, О. к п. носило по преимуществу приспособительный характер. Объективная зависимость от наличных богатств природной среды нашла отражение в субъективном мироощущении древн. человека, в его О. к п. с суеверным страхом. Природа при таком подходе осмысливается как высшее начало, выступает объектом благоговения и религиозного поклонения. С ростом производительных сил человек постепенно подчиняет себе природные силы, приспосабливает их к своим потребностям, преобразует формы природного вещества по своему усмотрению. Господство человека над природой необычайно возрастает с переходом от ручного орудия к машинному производству (промышленная революция). Однако частнособственническая форма развития производительных сил обусловливает превращение эксплуатации природы в ее хищническое ограбление. На этой основе складывается представление о природной среде лишь как о внешнем объекте пользования. Утилитарно-торгашеское сознание полностью лишает природу ценностного статуса, низводит ее до уровня средства для достижения экономической выгоды. В совр. период активизируется борьба мировой демократической общественности за сохранение среды обитания, в ходе к-рой утверждаются антибуржуазные нормы О. к п. (Экологическая этика). Вместе с тем в качестве неадекватной реакции на буржуазный прагматизм на Западе наблюдается оживление сентиментально-благодушных воззрений на природу. Коренные особенности социалистического производства (планомерный характер, ориентированность на благо трудящихся и т. п.) рождают новое О. к п., призванное гарантировать здоровое существование и прогрессивное развитие человечества. Ценностная сущность социалистического природопользования состоит в бережном, заботливом О. к п., что соответствует целям всестороннего, целостного развития личности. Социалистической морали чужды как благоговейиие преклонение перед природой, так и узкопрагматистский взгляд на нее. Она формирует ответственное О. к п., основанное на убеждении, что природа принадлежит всему об-ву, включая и грядущие поколения людей. Особое воспитательное значение имеет заботливое отношение к животным, являющееся специфическим выражением нравственной культуры личности. Признание ответственности человека за сохранение природной среды не только реальный факт социалистического общественного сознания, но и важная задача общественной жизнедеятельности, к-рая решается в процессе соединения преимуществ социализма с достижениями научно-технической революции.

Просмотров: 2213
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г.




Другие новости по теме:

  • «БУРЖУА: ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕНЯОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • ГОСПОДСТВО НАД ПРИРОДОЙ
  • ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • ДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ И ОБЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ЛЮДЬМИ
  • Достаточно хорошая мать в создании среды развития ребенка
  • ЗАКОН СООТВЕТСТВИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ХАРАКТЕРУ И УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
  • ЗОНА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕУМЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИВЛЕКАТЬ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ
  • Ограничение жизнедеятельности человека
  • Ограничение жизнедеятельности человека
  • ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЧЕЛОВЕКА
  • Природа человека
  • ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
  • Природа человека
  • ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
  • ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
  • Ресурсы развития человека
  • СОГЛАШЕНИЕ, ПРИНЯТОЕ В 1990 ГОДУ ОТНОСИТЕЛЬНО ИСКУССТВЕННОГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЭМБРИОЛОГИИ
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Стадии развития человека
  • ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА
  • УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь