|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева
Профессиональное общение в системе «Человек-Знак»В профессиях сигнономических (от лат. signum знак) осн. объектом труда являются знаки и знаковые системы, - с ними имеют дело лингвистика, логика, математика, литературоведение, поэтика и эстетика, психология и педагогика и др. Семиотика как общая теория, исследующая свойства и значение знаковых систем, трактует их как модели опр. фрагментов внеш. мира, к-рые строятся в ходе познавательной и практической деятельности людей. Семиотика включает 3 раздела: 1) синтактика - изучает связи знаков между собой; 2) семантика - изучает отношения знака и значения; 3) прагматика - включает отношения знака и его интерпретатора. В качестве знаков используют цифры, числовые значения, коды, символы, слова. Знаковая система (З. с.) - совокупность знаков одного или нескольких типов вместе с правилами их взаимосвязи; она обладает опр. свойствами: знаки связаны в ней между собой правилами грамматики; новые знаки вводятся в систему не произвольно, а на основе правил; значение знака в системе зависит не только от него самого, а от его места в системе; система состоит из конечного (хотя и не всегда постоянного) числа элементов (знаков), из к-рых может быть составлен словарь; возможен перевод (замена) одной З. с. на другую; знаки фиксируются одним или несколькими способами. Представители профессий сигнономического типа помогают оформлять науч. результаты в рамках принятых в данных науках З. с. Эта деятельность включает: 1) выбор знаков соответствующего данной проблеме уровня абстрактности; 2) конструирование систем, способных описывать референт, обозначенный знаками, находить его или обрабатывать данные онтологической реальности по правилам З. с.; 3) формулировку правил образования производных знаков; 4) выбор правил обработки знаков; 5) нахождение способов оформления результатов. Каждому типу знаков (искусств. или естеств.) присущи характерные особенности, влияющие на специфику познавательной и коммуникативной деятельности человека. Используя языковые З. с., человек выполняет след. интеллектуальные операции: соотносит план выражения с планом содержания, или с обозначенными понятиями (операция понимания); находит адекватные выражения для данного содержания (операция формализации); создает сообщение (текст, программу, формулу и др.) для передачи информации и/или использует его как инструмент мыслительной деятельности для получения новой информации. Основу неязыковых З. с. составляют знаки, замещающие предметы и явления и имеющие разл. степень сходства с замещаемым объектом. Различают 4 типа неязыковых замещающих знаков: сигналы (объективный стимул, вызывающий опр. реакцию живого организма), индексы (указывают на объект благодаря своим физич. свойствам), иконические знаки (подобны объекту по внеш. виду или структуре), символы (исторически сложившееся и не совсем произвольное соответствие между знаком и предметом). Знаки могут различаться и по виду сенсорной модальности, наиболее информативными являются визуальные и аудиальные знаки. Осн. свойства неязыковых замещающих знаков: 1) возникают на основе словесных знаков; 2) конвенциональны по своему происхождению, что создает возможность для их планомерного и сознательного изменения; 3) связь между знаком и замещаемым предметом подвижна; 4) компактны и лаконичны по форме, поэтому воспринимаются быстрее, чем словесные знаки; 5) многие из них имеют интернацион. характер. Человек, использующий или создающий З. с., должен соотносить знаковое средство как с замещаемым предметом или явлением, так и с понятием, в к-ром зафиксирована та сущность предмета, к-рая будет означена с помощью данного знакового средства. В совр. обществе роль сигнономических профессий постоянно возрастает в связи с широким распространением информационных технологий. Знаковые средства отображения информации совершенствуются по мере совершенствования техники, к-рая совершенствуется с целью создания все более полного отражения информации. Осн. цель деятельности со знаковыми средствами отображения информации в разл. техн. системах - информационная подготовка к принятию решения. В этой деятельности выделяется ряд осн. психол. познавательных задач, к-рые являются типичными для работы со знаковой информацией: поиск и обнаружение знаков на информационном поле, восприятие и формирование образа знака, идентификация и опознание знаков по форме выражения, декодирование или интерпретация смыслового значения знака и перевод образов-знаков в образы управляемых объектов. Надежность обработки знаковой информации в системах управления в значительной степени обеспечивается успешностью решения вышеперечисленных задач. Всеобщая компьютеризация и создание совр. интерфейсных оболочек приводят к тому, что знаки все чаще становятся иконическими копиями объектов (отсюда термин «виртуальная реальность»), однако общее требование, предъявляемое к таким знакам, осталось, в осн., тем же наличие динамической связи с отображаемым объектом. Это должен учитывать профессионал, работающий в области «человек - знаковая система». Лит.: Соломоник А. Позитивная семиотика (о знаках, знаковых системах, семиотической деятельности). Минск, 2004; Тутушкина М. К. Особенности приема и переработки знаковой информации // Психологические проблемы переработки знаковой информации. М., 1977; Чертов Л. Ф. Знаковость: опыт теоретического синтеза идей о знаковом способе информационной связи. СПб., 1993. Е. А. Соловьева Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|