|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с. (Серия «Gaudeamus»)
ДАРВИНИЗМ— учение Ч. Дарвина и его ближайших последователей (А. Уоллес, Т. Гексли, Э. Геккель, К.А. Тимирязев и др.) о том, что, Во—первых, вся ныне существующая живая природа (от одноклеточных бактерий до человека включительно) есть продукт длительного исторического развития, а, Во—вторых, развитие это осуществляется таким образом, что необходимыми и достаточными условиями его являются наличие в живой природе наследственности, изменчивости, борьбы за существование и естественного отбора наиболее приспособленных организмов. При этом именно подчеркивание творческой роли естественного отбора и его ведущей роли в процессе исторической трансформации видов живых организмов отличало собственно дарвинистическое понимание механизмов биологической эволюции от всех других вариантов эволюционных и трансформистских учений второй половины XIX — начала XX в. Однако исторически, в силу определенных научных и идеологических соображений, термину «дарвинизм» придавался различный смысл. Впервые в научный обиход он был введен А. Уоллесом в заглавии его монографии «Дарвинизм. Изложение теории естественного отбора и некоторых из ее приложений» (1889). Весь период от момента появления первых работ Ч. Дарвина до выхода указанной монографии Уоллеса характеризовался не столько борьбой за «дарвинизм» в собственном смысле слова, сколько за идею исторического развития живой природы вообще. Поэтому на этом этапе «дарвинистами» назывались часто просто защитники самого факта биологической эволюции, независимо от того, насколько последовательно они придерживались взглядов самого Ч. Дарвина. А с объединением идеи естественного отбора с идеями дискретной менделевской генетики и формированием популяционной генетики и того, что стало потом называться «синтетической теорией эволюции» (30 - 40 гг. XX в.), в мировой литературе, посвященной проблемам эволюции и эволюционной теории, термин «дарвинизм» вообще постепенно вышел из употребления. Это связано с тем, что наполнение общей схемы Ч. Дарвина конкретным генетическим содержанием не только позволило превратить идею естественного отбора из гипотезы, каковой она была еще в трудах как самого Ч. Дарвина, так и дарвинистов конца XIX — начала XX вв., в подлинную научную теорию, но и так переинтерпретировать все основные понятия этой теории, что и по своему объему, и по своему содержанию она вышла далеко за рамки того, что еще целесообразно было бы называть «дарвинизмом». Иначе сложилась судьба дарвинизма в нашей стране. Поскольку в виде «творческого дарвинизма» он был на долгие годы захвачен сторонниками лысенковской агробиологии, ничего общего с подлинным дарвинизмом не имевшей, то подлинные последователи Ч. Дарвина в нашей стране и активные творцы современной биологической теории эволюции (например, академики Н.И. Вавилов, Н.П. Дубинин, И.И. Шмальгаузен и др.) сохранили за ней название «дарвинизм» и активно пользовались им в борьбе с различного рода анти- и псевдодарвинистичсскими концепциями. В настоящее время термин «дарвинизм» имеет в биологии лишь исторический смысл и всплывет лишь эпизодически в связи с возникающими время от времени кампаниями по очередному «опровержению» теории естественного отбора. Имеется, правда, и другая, более веская причина для сохранения этого термина, непосредственно связанная с проблемой происхождения человека. Как известно, из теории эволюции Ч. Дарвина прямо следовал вывод о происхождении человека от какого-то ближайшего к нему обезьяноподобного предка, вывод, который и был сделан самим творцом теории естественного отбора. Это, как опять же хорошо известно, сразу же вызвало резко негативную реакцию со стороны сторонников идеи божественного творения мира и человека. С тех пор, с первого знаменитого диспута Т. Гексли с епископом Уилберфорсом и не менее знаменитых «обезьяньих процессов» 20-х гг. в США, дарвинизм остается символом и бастионом научного подхода к решению вопроса о происхождении человека, о его глубоком внутреннем родстве со всем миром, живых организмов на Земле. (См. биология, эволюция, антропогенез). В.Г. Борзенков
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с. (Серия «Gaudeamus») Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|