|
СТРЕСС(от англ. stress — давление, напряжение) — термин для обозначения широкого числа состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия — стрессоры. Основанием для объединения этих состояний в единую группу служит существование общих закономерностей формирования и проявления ответной реакции человека на воздействие стрессора. Первоначально понятие возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма — «общего адаптационного синдрома» в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье), позднее оно стало использоваться для описания состояний человека в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются физиологический С. и психологический С. Физиологический С. представляет собой непосредственную реакцию организма на воздействие однозначно определенного стимула, как правило физико-химической природы. Соответствующие этому типу С. состояния характеризуются выраженными сдвигами в функционировании различных физиологических систем и сопутствующими им ощущениями физиологического дискомфорта. Для прикладных исследований большое значение имею? знания о конкретных формах проявления различных видов физиологического С.— шумового С, температурного С, вибрационного С. и др. Психологический С. характеризуется включением сложной иерархии психических процессов, опосредствующих влияние стрессора на организм человека. Анализ этого класса состояний нередко ведется с помощью различных вариантов термина «напряженность». Физиологические проявления этого типа С. аналогичны описанным выше, однако спектр психологических и поведенческих изменений значительно разнообразнее. Наиболее типичными из них являются изменения в протекании различных психических процессов, в эмоциональных реакциях, изменения мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения, вплоть до полной дезорганизации Психологический С. подразделяется на два вида — информационный и эмоциональный. Информационный С. возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принять верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений. Эмоциональный С. проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр. Устойчивость человека к возникновению различных форм С. определяется, прежде всего, индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Психологический С. может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на результаты деятельности. Однако работа в стрессогенных условиях вызывает дополнительную мобилизацию психологических и физиологических резервов человека, что может иметь отсроченные отрицательные последствия. Такая работа неблагоприятно влияет на здоровье человека (возникновение сердечно-сосудистых и кишечно-желудочных патологий, психосоматических расстройств, неврозов и т. п.), а также имеет отрицательные социально-экономические последствия (падение производительности труда, аварии, прогулы, текучесть кадров). Вследствие этого оптимизация любого вида трудовой деятельности предполагает разработку системы мероприятий, направленных на исключение или максимальное ограничение причин возникновения С. на производстве. Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|