ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

одна из составных частей комплексного проектирования СЧМ, заключающаяся в решении всех вопросов, связанных с включением человека в проектируемую систему. Отличительной чертой И.-п. п. является создание проекта деятельности человека аналогично тому, как задачей технического проектирования является создание проекта технической части системы. Кроме этого в задачу И.-п. п. входит согласование, «стыковка» технического и человеческого проектов и создание на основе этого обобщенного проекта СЧМ. Внедрение И.-п. п. позволяет решать задачи, связанные не с оптимизацией отдельных действий человека, как это было до недавнего времени, а с повышением эффективности целостной деятельности. Процесс И.-п. п. включает в себя несколько этапов. Проектирование начинается с анализа задач, стоящих перед системой. На основании этого проводится распределение функций между человеком и машиной по решению этих задач. Распределение функций ведется с учетом преимущественных возможностей человека и техники по отношению друг к другу и в целях оптимизации выбранного показателя эффективности СЧМ. Следующим этапом является распределение функций между отдельными операторами, в результате чего решаются следующие задачи: определяются типы и количество рабочих мест, решаемые на каждом из них задачи, необходимые информационные связи между операторами. После этого для каждого из рабочих мест решается задача проектирования деятельности оператора: определяются структура и алгоритмы деятельности оператора в различных режимах работы СЧМ, способы выполнения этой деятельности, требования к психофизиологическим характеристикам оператора (к объему памяти и внимания, скорости реакции, эмоциональной устойчивости и др.), проводится проверка выполнения предельно допустимых норм деят тельности оператора. На основании этого на следующем этапе осуществляется разработка средств отображения информации и органов управления, производится общая компоновка рабочего места, т. е. решается задача проектирования внешних средств деятельности оператора. На завершающем этапе И.-п. п. проводится инженерно-психологическая оценка и сравнение полученных результатов с техническим заданием на систему. В случае какого-либо несоответствия разработанный проект уточняется на следующих стадиях проектирования. Из этого следует, что И.-п. п. не является одноразовым мероприятием. Все перечисленные задачи в той или иной степени должны решаться на всех стадиях проектирования СЧМ (при разработке технического задания и предложения, эскизном и техническом проектировании, разработке рабочей документации, разного рода испытаниях и т. д.). Наряду с понятием «И.-п. п.» применяется практически равноценное ему понятие «эргономическое проектирование». В последние годы все большее внимание уделяется автоматизации И.-п. п.

Просмотров: 1635
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • АВТОМАТИЗАЦИЯ ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ (А. ИПП)
  • АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • БДИТЕЛЬНОСТЬ человека-оператора
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ РАБОЧЕГО МЕСТА ОПЕРАТОРА
  • КАЧЕСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
  • МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • НАДЕЖНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • ОТКАЗ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ОПЕРАТОРА
  • ПАРАМЕТРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ПАРАМЕТРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ПОСЛЕ ЭТОГО ЗНАЧИТ ПО ПРИЧИНЕ ЭТОГО
  • ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И МАШИНОЙ
  • СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • СТРУКТУРНО-АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • Система автоматизированного проектирования 
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • УНИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Формы педагогического проектирования
  • ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • ЯЗЫКИ ОПИСАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • метод анализа результатов деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь