|
ЛЕВИЦКИЙ Сергей Александрович[15(28) марта 1908, Либава, ныне Лиепая — 24 сентября 1983, Вашингтон] — философ, публицист и литературовед. Род. в семье морского офицера. В 1913 семья переехала в Ревель (ныне — Таллин). По окончании гимназии он поступил в Карлов университет в Праге, где изучал философию под руководством И. О. Лосского. Первые его научные статьи были написаны по-чешски. В 1941 защитил докторскую дисертацию — «Свобода и познание». В годы 2-й мировой войны вступил в ряды НТС — антикоммунистической организации российских солидаристов. После войны в числе перемещенных лиц оказался в Германии, где в 1948 вышел его первый большой труд «Основы органического мировоззрения», который является полноценным введением в философию солидаризма. В 1950 с семьей (женой и двумя детьми) переселился в США В 1958 в Германии вышла лучшая книга Левицкого «Трагедия свободы», предисловие к которой написал Н. Лосский, оценивший автора как «достойного преемника той линии философии, начало которой положил Владимир Соловьев». В свободе Левицкий усматривает «шанс и риск творческого пути человечества», с 1966 по 1974 преподавал русскую литературу и философию в университете Джорджтауна. Левицкий считается одним из главных идеологов солидаризма — направления социально-философской мысли, лежащего в основе политической программы НТС. Р. Н. Редлих, изучавший мировоззрение Левицкого, отмечает, что противостояние начал свободы и необходимости, солидарности и борьбы занимает в книгах философа центральное место. Его анализ принципов «социального персонализма, свободы и солидарности входит в мировоззренческую основу рос. солидаристического движения» (С. А. Левицкий — философ-солидарист. Франкфурт-на-Майне, 1972, с. 11). Истоки своих идей Левицкий находит не только у Вл. Соловьева, но и у Хомякова, Киреевского, у народников, в мироощущении земских деятелей и «почвенников» кон. 19 — нач. 20 в. Философию Вл. Соловьева он принял в той интерпретации, которую ей дали С. и Трубецкие и С. Франк, дополнив персонализмом своего учителя Лосского. Социальное бытие, по Левицкому, есть особая область бытия. Подобно душевной жизни, оно невыводимо из бытия биоорганического, хотя и покоится на нем. Биологические законы действуют до известной степени и в мире социума, но констатирование этого факта мало что дает для понимания законов социальных. Основная черта общественного бытия — взаимодействие между индивидами и социальными группами. Оно носит чрезвычайно сложный характер. В жизни общества действуют многочисленные и многообразные факторы различного порядка, начиная от факторов механических, биологических, психологических, собственно социальных и кончая факторами духовными. Всякая попытка вывести социальную жизнь из какого-либо одного фактора приводит к односторонности, к насилию над социальными явлениями, к упрощающей метафизике монизма. Соч.: Соч. в 2 т., М.. 1995—96; Патриарх русской философии (к 90-летию Н. О. Лосского».— «Грани», 1960, № 48; Место Н. О. Лосского в русской философии,— «Новая жизнь», 1965, № 79; Воспоминания о Лосском.— «Грани». 1977, № 126; Б. П. Вышеславцев.— Там же, 1965. № 72; Гениа ьный неудачник (Об Андрее Белом).— Там же, 1966. № 60; Этюд о смерти.— «Русская мысль», 1967, нояб.; Серен Киркегор.— «Посев», 1967, № 43; Мартин Хайдеггер.— Там же, 1967, № 45; Ж.-П; Сартр,— Там же. 1967, № 46; Карл Ясперс.— Там же, 1967. № 47; Этюд о неверии.— «Руссская мысль», 1967, № 12:0 метафизическом легкомыслии,— «Новая жизнь». 1967, № 89; Юмор и религия.— «Русская мысль», 1968, № I. Лит.: Киселев А. Памяти старого друга.— «Русское возрождение», 1983, № 21 ; Сапов В. В. Единственный мост (С. Левицкий и философия русского солидаризма).— «Социологические исследования», 1991, № 4. В. В. Сапов
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|