Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Дидье Жюлиа. Философский словарь. Пер. с франц. – М. Междунар. Отношения, 2000. - 544 с.
ПЛАТОН(настоящее имя Аристокл, прозвище Платон означает «широкоплечий»): греческий философ (Афины, 428 — там же, 348-347 доР.Х.). Аристократ по происхождению, он был учеником Кратила, последователем Гераклита, пока не подпал под влияние исключительной личности Сократа. Осуждение Сократа на смерть (399 г.) отдаляет его от политической жизни Афин. Он предпринимает путешествие в Сицилию, делает несколько неудачных политических опытов, затем возвращается в Афины, где основывает Академию (387 г.). Творчество Платона насчитывает 28 «Диалогов», два из которых обладают размерами настоящих трактатов («Государство» я «Законы»),ж писем, из которых седьмое и восьмое повествуют о политической авантюре Платона в Сицилии. Литературные достоинства «Диалогов», в каждом из которых обрисована личность Сократа (а также личности его учеников таких как Федон, Теэтет, воинов, например, Лахета, софистов, например, Горгия, и даже великих философов, как Парменид, Зенон и т.д.), сочетаются с философской рефлексией — ограниченной, правда, в той мере, в какой ограничен метод вопросов и ответов, единственно способный реально вовлечь индивида в рефлексию. Вопро-щание позволяет принимать у людей духовные роды («майевтика»), а противопоставление, мнений вызывает интерес к истине («диалектика»). Работы Левиса Кэмпбелда, Люто-славского, Дильтенбергера и позволили разделить «Диалоги» на три большие группы: 1) ранние диалоги, главная задача которых — определить то или иное понятие: мужество («Лахет»), благочестие («Эвтифрон»), рассудительность («Хармид»). Они соответствуют так называемому «сократическому» периоду, потому что рисуют нам личность Сократа и используют знаменитую сократическую «иронию». Метод, как правило, нацелен на то, чтобы привести собеседника к противоречию с его собственным утверждением и показать поэтам, политикам и т.д., что им неизвестны сущность поэзии, политики. Этот метод, скорее критический, чем конструктивный, определяет период «апорейтических» диалогов (которые ставят проблему, отметают ложные мнения, но не приходят в результате к позитивному решению). К этому периоду, в частности, относятся «Апология Сократа», «Критон», «Горгий»; 2) диалоги зрелого периода, где виден уже оригинальный вклад Платона в сократический метод и которые излагают знаменитую «теорию идей». «Федон» посвящен бессмертию души, «Пир» и «Федр» —любви, «Государство»— устройству идеального государства. Познание истины, по Платону, лишь воспроизводит комплекс идей, которые являются интеллигибельными образцами любого интеллектуального отношения: например, когда я говорю, что Сократ выше Федона, но ниже Теэтета, я вижу, что идея «высоты» в приложении к объектам мира — лишь относительная идея. Откуда же приходит, вопрошает Платон, идея высоты самой по себе? Она не может иметь места в чувственном мире, но лишь в том мире, который Платон называет «интеллигибельным миром». Учение Платона представляет собой объективный идеализм; 3) поздние диалоги, где Платон раскрывает недостатки первой теории идей и пытается их исправить, обращаясь к метафизике познания. Центральная проблема работ третьего периода -— уже не основания нашего знания (второй период), но проблема отношения, или «участия» идей в чувственном мире. Последние диалоги («Софист», «Парменид», «Политик», «Филеб», «Тимей») — наиболее трудные, абстрактные, а также наиболее глубокие. Его последний диалог «Законы» остался незавершенным. Благодаря своей рационалистической теории познания и моральной теории спасения, Платон считается родоначальником всей западной философии. См. Пир, Пещера Платона.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Дидье Жюлиа. Философский словарь. Пер. с франц. – М. Междунар. Отношения, 2000. - 544 с. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|