ПЛАТОН (428, 427—348, 347 до н. э.)

— древнегреч. философ-идеалист, ученик Сократа, основатель объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов (“Софист”, “Парменид”, “Теэтет”, “Государство” и др.). Отстаивая идеалистический взгляд на мир, П. активно боролся против материалистических учений своего времени. Широко использовал учения Сократа, пифагорейцев, Парменида и Гераклита. Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, к-рые называл “видами” или “идеями” и к-рые отождествил с бытием. “Идеям” П. противопоставил небытие, отождествленное с материей и пространством. Чувственный мир, по П., порождение “идей” и “материи”, занимает срединное положение между ними. “Идеи” вечны, “занебесны”, не возникают, не погибают, безотносительны, не зависят от пространства и времени. Чувственные вещи преходящи, относительны, зависят от пространства и времени. В центре космологии П. учение о “мировой душе”, психологии — учение о том, что душа заключена в темницу нашего тела, но способна к перевоплощениям. П. различал виды познания в зависимости от различий познаваемых предметов. Достоверное познание возможно только об истинно сущих “видах”. Источником такого познания служат воспоминания бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело. О чувственных вещах и явлениях возможно не знание, но только вероятное “мнение”. Между “идеями” и чувственными вещами П. поместил математические объекты, доступные рассудочному познанию. Метод познания — “диалектика”, под к-рой П. понимал двойной путь: восхождение по ступеням обобщения понятий вплоть до высших родов и обратное нисхождение от самых общих понятий к понятиям все меньшей общности. При этом процесс нисхождения касается только “видов” (“идей”), но не чувственных единичных вещей. По своим политическим взглядам П. был представителем афинской аристократии. В учении об об-ве изобразил идеальное аристократическое государство, существование к-рого основано на рабском труде (“Законы”): государством правят “философы”; его охраняют “стражи”, или “воины”; ниже этих обоих разрядов свободных граждан — “ремесленники”. По словам Маркса, утопия П. была афинской идеализацией кастового строя Египта. Маркс также отметил, что П. гениально понял роль разделения труда в образовании греч. “полиса” (“города-государства”). Учение П. играло видную роль в дальнейшей эволюции идеалистической философии.

Просмотров: 1470
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.




Другие новости по теме:

  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ»
  • АГНИ ЙОГА или Живая Этика, Учение Жизни
  • ВЕЛИКИЕ НЕВРОЗЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
  • ВЕЛИКИЕ НЕВРОЗЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
  • ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
  • Гносеология (или теория познания)
  • Гносеология, или теория познания
  • Гуссерль: Учение о жизненном мире и кризисе европейского человечества
  • ДАТЧИК ВРЕМЕНИ, или синхронизатор
  • ДУША В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  • Кривизна пространства-времени
  • Метрика пространства-времени
  • Мир идей (эйдосов) Платона
  • Обратного отношения между объемом и содержанием понятий закон
  • ПЛАТОН (428, 427-348, 347 до н.э.)
  • ПЛАТОН (PLATO) (428, 427-348, 347 до н.э.)
  • Познание и интерес (1968). Пересечение идей Хабермаса и Апеля
  • Порядок предоставления эфирного времени политическим группам
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • РЕАЛИИ ОТКРЫТОГО ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ: К ПОНИМАНИЮ НАШЕЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
  • РЕЛИГИЯ В ПРЕДЕЛАХ ТОЛЬКО РАЗУМА
  • ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ, эзотерическое учение
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, или гносеология
  • Участие Канта в полемике вокруг его идей
  • Учение Гуссерля о мире. феноменологический идеализм, феноменологическая редукция
  • Учение о родах и видах
  • Эмпирическая относительность пространства и времени
  • ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. ESCHATOS -последний, LOGOS — учение)
  • ЭСХАТОЛОГИЯ (от греч. - последний, конечный, учение)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь