|
СЕНВИКТОРСКАЯ ШКОЛАбогословская школа при СенВикторском аббатстве (abbayc de SaintVictor) канониковавгустинцев, существовавшем в Париже с 1113, междунар. центр ортодоксальнокатолич. философии в 12 в. Основатель С.-В. ш.- Гильом из Шампо (ок. 1068-1121), представитель крайнего реализма, противник Абеляра. Общая атмосфера С.-В. ш. определена традициями ср.-век. мистики, восходящими к Августину и отчасти к Псевдо-ДионисиюАреопагиту, но получившими новый импульс от Бернара Клервоского. Нек-рые деятели С.-В. ш. выступали во имя этих традиций против схоластич. рационализма как такового (трактат Вальтера СенВикторского «Против четырёх лабиринтов Франции», где под «лабиринтами» подразумеваются системы Абеляра, Жильбера Порретанского, Петра Ломбардского и Петра Пуатевинского). Однако виднейшие мыслители С.-В. ш.- Гуго СенВикторский (ок. 1096-1141) и Ришар СенВикторский (ум. 1173) - стремились к созданию мистики и рационализма в духе ср.-век. платонизма на основе принципов Ансельма Кентерберийского (постановка вопроса о «необходимых логич. основаниях» даже «таинств веры», но при подчинении разума вере).. личности (в отличие от эллинскоевропейской) присущи особые чувства интуиции, сопереживания, образности и ритмики (формула: «эмоция принадлежит негру, а разум - эллину»), и потому негро-афр. и эллино-европ. культуры принципиально различны. Позднее С. отошёл от субъективистских крайностей негритюда, рассматривая «африканизм» как культуру, основанную на ценностях солидаризма и гармонии в отношениях между человеком и миром. В утверждении культурной независимости Африки С. видит основу её самоопределения и в др. сферах, но при этом выступает и за синтез афр. культурных ценностей с научно-технич. ценностями зап. цивилизации. Эти взгляды подвергались критике за преувеличение роли субъективных и ценностных факторов, за несостоятельность расового распределения ценностей, за ограниченность «культурной критики» неоколониализма. С. подчёркивает также специфику социального развития Африки, пытается обосновать возможность особого реформистского «афр. социализма». По С., формы распределения и труда, присущие традиционной общине, носят солидаристский характер и тем самым, исключив классовые конфликты и эксплуатацию, могут стать основой для создания гармонич. отношений в масштабах всего общества. С. пытается показать также особый солидаристский характер афр. демократии, гос-ва и партии. Не принимая марксизма в целом - материалистич. понимания истории, учения о классовой борьбе, С. пытается эклектически соединить нек-рые его принципы (гуманизм, всестороннее развитие личности) с теорией «афр. социализма».
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|