|
ВСЕСТОРОННЕЕ, ЦЕЛОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ- проблема целостного, гармонического развития человека возникает из понимания противоречивого характера прогресса об-ва, основанного на разделении труда. В результате этого разделения отдельный человек выполняет лишь часть того, что образует человеческую предметную деятельность как целое, становится тем самым односторонним, и уровень его способностей резко отстает от уровня общественной культуры. Целостное развитие человека состоит в таком освоении богатств общественной культуры, когда каждый человек становится самодеятельной и творческой личностью. Социальное разделение труда, в отличие от специализации, к-рая представляет собой сосредоточение деятельности разных людей на специальных предметах, есть расчленение самого труда, т. е труда как способа, каким производится и воспроизводится весь предметный мир материальной и духовной культуры, расчленение самой трудовой деятельности на частичные функции и закрепление за каждым одной из таких функций. Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, «вместе с разделением труда разделяется и сам человек» (т. 20, с 303); он становится уродливо односторонним, «частичным», превращается в орудие выполняемой работы (т. 23, с. 373, 660). Таково разделение материального и духовного, физического и умственного труда, практической и теоретической, исполнительской и целеполагающей деятельности, доходящее до их полной противоположности, что нашло выражение в расколе об-ва на антагонистические классы. Разделение промышленного и сельскохозяйственного труда, обособление науки, искусства, идеологии и т.д. в противостоящие друг другу сферы означают превращение многих сторон человеческой жизни, человеческих способностей в принадлежность только об-ва. Кроме того, нек-рые аспекты деятельности социальных институтов по своей природе не могут быть достоянием человеческой личности. В системе такого уродующего разделения труда, в системе классовых отношений сам человек оказывается создателем целой иерархии стоящих над ним, отчужденных сил (Отчуждение). В пределах своей «частичной» деятельности он лишь бесконечно малая частица жизни целого (об-ва). Необходимость того, что он делает, выступает для него как принудительное требование извне, к-рое ему остается лишь исполнять. Вместо того чтобы быть свободным, самодеятельным субъектом, сознательно созидающим формы своей жизни, он превращается в объект, в слепого исполнителя диктуемой извне обязанности, используется об-вом лишь как средство, как рабочая сила. Все осн. формы поведения в об-ве и даже сознания человеку предписываются как заранее «запрограммированные» функции. Соответственно этому господствующая классовая «враль служит одним из регуляторов выполнения им этих социальных функций и выражением принудительности общественных норм. В этих условиях человек вынужден рассматривать нравственный долг как нечто принципиально чуждое своим внутренним устремлениям. Такое положение человека характеризует всю историю классового антагонистического об-ва. Социализм устраняет противоположность классов. В процессе строительства коммунизма постепенно преодолевается уродующее личность социальное разделение труда, разделение труда физического и умственного, управляющего и исполнительского и т. п. Это достигается не просто путем сочетания одним лицом нескольких трудовых функций, не механическим соединением «частичных» функций, к-рые породило социальное разделение и отчуждение труда, а устранением такой расщепленности. Устраняет ее развитие деятельности, к-рая заключает в севе все богатство творческого содержания, социального смысла и нравственной устремленности. Если еще при капитализме сама крупная промышленность требует «возможно большей многосторонности рабочих» и перемен видов труда, то развитие коммунистической формации требует не просто многосторонней, но и деятельности, ставшей первой - потребностью каждого. Человек в самом процессе труда осваивает все те функции (административно-контрольные, распределительные и руководящие, охранные), к-рые раньше стояли над ним (и тем самым делает ненужным их особое выделение). Он включает в свою собственную деятельность решение всех этих задач в качестве вспомогательных функций, становится универсальным и творческим субъектом. Это и означает целостное развитие личности. Все то, что диктуется потребностями об-ва в целом, становится необходимым содержанием деятельности каждого человека, его собственной потребностью. Достигается единство целей личности и об-ва Нравственный смысл решения данной проблемы вытекает из того, что человек и об-во перестают рассматривать друг друга как средство. С одной стороны, личность делает непосредственно своими цели об-ва. С др. - об-во не ставит никаких целей, противоречащих интересам самого полного развития и духовного расцвета всех внутренних сил личности. Осн. принципом коммунизма «является полное и свободное развитие каждого индивидуума» (там же, с. 605). Поэтому и в непосредственных отношениях между людьми никто не делает др. своим средством. На место противоположности потребностей, эгоистических склонностей нравственному долгу приходит человеческое самосознание, для к-рого ответственность за все дела об-ва стала определяющим мотивом поступков. Марксистское понятие целостности человека противостоит как механической разносторонности, так и односторонней цельности; оно характеризует внутреннюю восприимчивость человека к результатам культурно-исторического процесса. Становление гармонически, целостно развитого человека - сердцевина процесса коммунистического воспитания, одно из условий построения коммунизма.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|