ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ

субъективно-идеалистич. учение Дьюи и его последователей; разновидность прагматизма. И. считает сознание ( интеллект, по Дьюи) одним из средств приспособления к изменяющимся условиям среды. Для И. логич. понятия, идеи, науч. законы и теории - лишь инструменты (отсюда и назв.), орудия, «ключи к ситуации», «планы действия». Отрицая, т. о., объективное содержание знания и представление об истине как отражении материальной действительности, И. рассматривает истину в часто функциональном плане как нечто «обеспечивающее успех в данной ситуации». Исходя из понятия «ситуации» и выделяя в качестве гл. её моментов «организм» (животное, человек, общество) и «среду», И. считает осн. проблемой отношение «организма» к «среде». Поскольку с т. зр. И. свойства среды производны от воздействия «организма» на «среду», «организм» рассматривается как нечто первичное.

В области социальных наук сторонники И. отрицают реальность обществ. классов, оперируя метафизич. абстракциями «общество», «личность», «гос-во». Инструментальная «теория прогресса» (т. н. мелиоризм) по существу смыкаясь с известным оппортунистич. принципом, утверждает, будто прогресс состоит не в достижении обществом определ. целей, а в самом процессе движения.

Гл. представители И. (Дж. Дьюи, С. Хук, Дж. Мид, Ф. К. С. Шиллер, Дж. Г. Тафте) - противники марксизма-ленинизма и социализма. К И. близок операционализм; мотивы И. присущи нек-рым представителям франкфуртской школы.

Просмотров: 275
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • ДЬЮИ
  • ДЬЮИ
  • ДЬЮИ (DCWEY) Джон
  • ДЬЮИ (DEWEY) Джон
  • ДЬЮИ (DEWEY) Джон
  • ДЬЮИ (DEWEY) Джон (1859-1920)
  • ДЬЮИ (DEWEY) Джон (1859-1952)
  • ДЬЮИ (Джон)
  • ДЬЮИ ДЖОН
  • ДЬЮИ ДЖОН
  • ДЬЮИ ДЖОН
  • ДЬЮИ ДЖОН
  • ДЬЮИ Джон
  • ДЬЮИ Джон
  • ДЬЮИ Джон
  • ДЬЮИ Джон
  • ДЬЮИ Джон (1859-1952)
  • ДЬЮИ Джон (1859—1952)
  • ДЬЮИ, Дуи ДЖОН
  • Джон Дьюи
  • Джон Дьюи (1859-1952)
  • Дьюи Джон
  • Дьюи Джон
  • Дьюи Джон
  • Дьюи Джон | DEWEY, JOHN (1859-1952)
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИТУАЦИИ
  • Основные понятия и идеи теории коммуникативного действия Хабермаса
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ
  • ЧЕЛОВЕК, ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО
  • пограничные ситуации



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь