|
«НАУКА ЛОГИКИ»,т.н. «Большая логика» («Wissenschaft der Logik», 1812-16), осн. произв. Гегеля, где развёрнуто его понимание диалектич. метода. Содержит 3 части: «Учение о бытии», «Учение о сущности», «Учение о понятии». В 1831 Гегель начал подготовку 2-го изд., но успел переработать лишь 1-ю часть, к-рая была напечатана в 1833. Задача логики, по Гегелю, состоит в анализе науч. метода и мышления, постигающего мир в понятиях, в раскрытии понятия науки. В противовес субъективистскому пониманию мышления Гегель отстаивает идею объективности истины, содержательности логич. форм, их соотнесённости с предметным содержанием, идею совпадения метода и предметного содержания. Поэтому логика в его трактовке совпадает с наукой о вещах, постигаемых в мыслях, т. е. совпадает с метафизикой и онтологией. Предполагается и спекулятивным образом конструируется некий абсолютный субъект - дух, для к-рого логич. формы его самосознания оказываются формами его бытия, а исходной позицией - позиция тождества субъекта и объекта, мышления и бытия. На этом идеалистич. принципе основываются претензии Гегеля преодолеть разрыв между онтологией и логикой, методологией и логикой, гносеологией и логикой. Содержат. (онтологич.) подход Гегеля к логике позволил ему рассмотреть логич. формы в процессе их развития от абстрактного к конкретному, обогащения, движения от одностороннего определения содержания к органически целостным образованиям, диалектического «снятия» и «уплотнения» знания на высших его этапах. Заслугой Гегеля было исследование и изложение логики как целостной системы, построение системы логич. категорий. Эта система мыслится им как процесс, в к-ром каждая последующая ступень сохраняет результаты предшествующего развития, выступая как более развитое конкретное целое. Система логич. категорий распадается в «Н. л.» на три подгруппы в соответствии с триадой: бытие - сущность - понятие. Каждая из этих групп делится на более детальные группы категорий: учение о бытии включает в себя категории качества (бытие, наличное бытие, длясебябытие), количества (количество, определ. количество, количеств. отношение), меры (специфич. количество, реальная мера, становление сущности); учение о сущности - ряд рефлексивных, т. е. парных, взаимоопосредованных и взаимоотражающихся, определений сущности (видимость, тождество, различие, противоречие, основание, явление, действительность и др.). Общая схема учения о понятии - переход от субъективного понятия (понятие в узком смысле слова, суждение, умозаключение) к объективному понятию (механизм, химизм, телеология), а затем к идее (жизнь, познание, абсолютная идея) . Здесь Гегель даёт оригинальную типологию суждений и умозаключений, выявляет различные типы объективных систем (механических, химических, телеологических), проводит принцип единства гносеологии и этики, истинного познания и этич. установок, познават. процесса и нравственности. Движение познания в каждой из трёх групп логич. категорий специфично: категории бытия как бы рядоположены, здесь ещё нет их дедукции и изменения; на ступени сущности категории взаимоотражаются друг в друге, переходят одна в другую, но лишь на последней ступени осуществляется их подлинное развёртывание. Система логики мыслилась Гегелем как обобщение истории познания, переходящего от непосредственного к опосредованному, от бытия к сущности, а затем к осознанию своих познават. форм в их соотнесённости с предметным содержанием. «Н. л.» оказала большое влияние на формирование материалистич. диалектики, её принципы были высоко оценены В. И. Лениным в «Филос. тетрадях». Вместе с тем основоположники марксизма подвергли критике идеалистич. трактовку метода восхождения от абстрактного к конкретному, искусственность и произвольность переходов внутри «Н. л.», спекулятивный характер многих её построений.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|