МЕТОД ВОСХОЖДЕНИЯ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ

— способ реконструкции развития объекта, разработанный в диалектической философии и впервые достаточно широко и глубоко использованный Гегелем в теории развития мышления и других разделах философии (феноменология духа, философия природы, философия общества и др.). Его сущность заключается: 1) в признании главным источником и причиной развития любой системы ее внутренних противоречий; 2) в выделении среди множества всех противоречий системы главного (основного) ее противоречия («клеточки»); 3) в полагании неразвитой, простейшей по содержанию и благодаря этому всеобщей, формы основного противоречия в качестве исходного пункта всего последующего процесса рациональной реконструкции развития изучаемой системы; 4) в использовании в качестве внугреннсго механизма последовательной развертки из исходного (абстрактного) противоречия всех остальных противоречий системы (называемых Гегелем конкретными противоречиями) диалектического (противоречивого в своей сущности) ритма «тезис — антитезис — синтез», повторяющегося после достижения определенного синтеза противоположностей каждый раз с новой силой, но на более «высоком уровне». В истории конкретных наук наиболее мощной попыткой применения данного метода явилась реконструкция К. Марксом в «Капитале» развития экономической системы капитализма из исходного противоречия между «меновой и потребительной стоимостью», заключенного в любом товаре. Механизмом же обращения и расширенного воспроизводства исходного противоречия капитализма К. Маркс считал ритм «товар — деньги — товар». Все остальные попытки применения метода восхождения от абстрактного к конкретному к реконструкции развивающихся систем, в том числе и систем конкретно — научного знания, были менее последовательными и менее удачными. Гораздо более широко используемым в науках и плодотворным при реконструкции развития изучаемых систем является гибкое сочетание исторического и логического подходов при моделировании динамики объекта. Метод восхождения от абстрактного к конкретному относится только к задаче реконструкции развивающихся объектов и его нельзя отождествлять с методом движения знания от простого к сложному. Последний метод является более общим по сравнению с методом восхождения от абстрактного к конкретному. (См. метафизика, марксистская философия, синтез).

Просмотров: 1558
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с. (Серия «Gaudeamus»)




Другие новости по теме:

  • «ФИЛОСОФИЯ НИЩЕТЫ (Система экономических противоречий, или ф.н.)»
  • Биоархеологические реконструкции
  • ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ
  • ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ
  • ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ
  • ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ
  • ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ
  • Восточная философия: Поиски пути развития
  • Достаточно хорошая мать в создании среды развития ребенка
  • ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ (по ТРИЗ)
  • Интерпретация исходного понятия
  • Исторический и социокультурный контекст развития европейской культуры и философии
  • КУЛЬТУРНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ КАПИТАЛИЗМА
  • Классификация системы наук Ф. Бэкона и роль философии
  • МЕТОД СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ
  • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ
  • ОЧЕРК РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • Основные тенденции развития западной философии во второй половине XIX - начале XX в.
  • ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ
  • ПРОТИВОРЕЧИЯ
  • ПУТИ ВОСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА К МУДРОСТИ
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Противоречия отношение (между понятиями)
  • Противоречия отношения (между суждениями)
  • РАЗВИТИЯ (теории, или генетический метод)
  • РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ (генетический метод)
  • РЕКОНСТРУКЦИИ, МЕТОД
  • Схоластическая философия.Социокультурный контекст развития средневековой философии
  • мониторинг развития системы образования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь