ЛАМАИЗМ В БУРЯТИИ

- региональная форма буддизма. Проник в середине 17 в. из Тибета через Монголию; сначала был распространен преимущественно среди этнич. групп, вышедших незадолго до этого из Халха-Монголии; в кон. 17—нач. 18 в. распространился на территории всего Забайкалья. В 1741 императрица Елизавета Петровна узаконила существование 11 дацанов и 150 лам при них. (В июле 1991 буддисты Бурятии отметили 250 лет официального признания их религии.) Длит. время в бурятском Л. шла борьба за главенство между Цугольским и Гусиноозерским дацанами. В 1764 гл. лама самого старого в Бурятии Цугольского дацана стал Верх. ламой бурят Забайкалья, получив титул Бандидо хамбо-лама («Ученый первосвященник»). В кон. 19 в. началось интенсивное проникновение ламаизма в Предбайкалье — Зап. Бурятию, где он встретил ожесточ. сопротивление со стороны шаманизма и христ-ва. До Октябрьской революции в Бурятии функционировало 46 дацанов, приходы к-рых были в осн. организованы по терр.-родовому принципу. В кон. 19 - нач. 20 в. в ламаизме началось мощное обновленческое движение,  получившее дальнейшее развитие после установления в Бурятии сов. власти. В кон. 30-х гг. ламаизм подвергся массовым репрессиям, завершившимся жестоким разгромом и уничтожением ламаистской церкви. С 1946 заново открыты и действуют 2 дацана — Иволгинский в Бурятии и Агинский в Агинском бурятском нац. округе Читинской области. В первом из них находится резиденция Центрального духовного управления буддистов. В 1990 были зарегистрированы еще 2 общины — цугольская и гусиноозерская, к-рые намерены возродить к жизни 2 старейших центра будд. культуры бурят. В 1991 дейвующих дацанов в Бурятии стало 12. Л. в Б. является самым сев. ответвлением цент.-азиат. культурно-историч. вариации буддизма махаяны, сформировавшейся в Тибете в кон. 14 — нач. 15 в. и получившей название гелугпа. Основатель этой школы выдающийся реформатор Цзонхава почитается последователями ламаистской религ. традиции в Бурятии наравне с основателем всей будд. традиции Буддой Шакьямуни. Последователи гелугпа в Бурятии предпочитают употреблять либо это самоназвание школы, либо общий термин «учение Будды», «махаянское учение», подчеркивая тем самым отсутствие в ламаизме принц. различий с учением буддизма махаяны. Незначит. отклонения от общемахаянской традиции проявляются в Л. в Б. в осн. в культовой системе, в обрядности и магич. практике и обусловлены влиянием традиц., более древних и архаич. верований, культов, обрядов тибетцев, монголов и бурят. В частн., в культовой системе ламаизма были инкорпорированы и ассимилированы традиц. народные обряды, ритуалы и верования, связанные с культом обо, почитанием духов земли, гор, рек, деревьев. В эзотерич. религ. практике монахов большую роль играют методы тантрического происхождения, образующие основу буддизма ваджраяны. Резкое различие в обрядности обыденного и эзотерич. уровней ламаизма проявляется также в том, что на первом особую сотериологич. роль в «спасении» верующих от страданий сансары играет учитель-наставник лама, а на втором - решающее значение придается личному морально-психологич. самосовершенствованию адепта с помощью тантрич. практики, йогич. созерцания и других эзотерич. методов, позволяющих освободиться от причин.-следств. зависимости закона кармы. В филос., психологич. и этич. учении бурятского ламаизма нет серьезных отличий от фундаментальных положений буддизма махаяны, изложенных в тиб. варианте будд. канона—Ганджур (108 томов) и Данджур (225 томов). Ламаизм оказал мощное позитивное влияние на развитие традиц. науки и культуры бурят. Особенно сильным и плодотворным было его воздействие на формирование и развитие филос. мысли, норм нравств. поведения, медицины, хронобиологии, биоэнергетики, культуры психич. деятельности и психотехники, художеств. лит-ры и изобразит. искусства. Из огромного количества разл. культовых отправлений обрядового комплекса в бурятских дацанах в наст. вр. отмечаются только б больших хуралов: Саагалган (Новый год), Дуйнхор (поворот колеса дхармы, Будда начинает проповедь своего учения), Гандан-Шунсэрмэ (рождение, просветление и паринирвана Будды), Майдари (ожидание прихода будды грядущего мирового периода Майтреи), Лхабаб-Дуйсэн (нисхождение будды с неба тушита в утробу его будущей матери царицы Майи), Зула (день памяти Цзонхавы). Л. Л. Абаева

Просмотров: 1008
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь




Другие новости по теме:

  • БУДДЫ СИМПТОМ
  • БУДНЫЙ Беняш (кон. 16 - нач. 17 вв.)
  • ДХИАНИ БУДДЫ
  • ЗУБ БУДДЫ
  • ИСТОРИЯ БУДДИЗМА
  • КОМПЛЕКСИРОВАНИЯ» КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИХ КОН ЦЕПЦИЙ МЕТОДИКА
  • КОН
  • КОН (COHN) Йонас (1869-1947)
  • КОН Игорь Семёнович
  • КОН Игорь Семёнович (р. 1928)
  • КОН Игорь Семенович
  • КОН Игорь Семенович
  • КОН РАДИ Евгения Ивановна
  • КОСМОЛОГИЯ БУДДИЗМА
  • КОХЛЕВСКИЙ Петр (кон. 16 в. - 1647)
  • ЛАМАИЗМ В МОНГОЛИИ
  • Мифология китайского буддизма
  • МНЕМОТЕХНИКА БУДДИЗМА
  • ОДИН БУДДА - ВСЕ БУДДЫ
  • ОТПЕЧАТОК СТОПЫ БУДДЫ
  • ПАГБА-ЛАМА, Пхагба-лама Лодой-чжалцан
  • ПАНЧХЕН-ЛАМА, панчен-лама
  • ПЯТЬ БУДД
  • Симптом Будды
  • Специфика Русской культуры и её роль в развитии российской и мировой культуры
  • Традиции и ритуалы
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ХАМБО-ЛАМА
  • ХАМБО-ЛАМА
  • ШКОЛЫ РАННЕГО БУДДИЗМА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь