ТЕОРИЯ

(от греч. theoria - рассмотрение, исследование, учение) - термин "Т." многозначен; в современной методологии науки он определяется в узком и специфическом смысле по сравнению с толкованием, к-рое часто встречается в обыденной речи, когда теория отождествляется с любой совокупностью взглядов и ипрй отличающихся от практических действий. В методологии науки Т. рассматривается как наиболее сложная и развитая форма организации на учн. знания, дающая целостное представление о существенных связях определенной области действительности - объекта данной Т. Другие формы научн. знания - факты гипотезы, законы, классификации, типологии - генетически могут предшествовать Т., взаимодействовать с нею в системе науки и даже являться ее элементами. В современной методологии науки принято выделять следующие основные компоненты Т.: исходную эмпирич. основу, к-рая включает множество эмпирич. понятий, фактов, получивших или требующих теоретич. объяснения; исходную теоретич. основу - множество теоретич. понятий, первичных допущений, постулатов, аксиом, законов Т., в совокупности описывающих идеализированный объект  Т.; логический аппарат Т. - правила логического вывода и доказательства; совокупность выведенных в Т. понятий и утверждений с их доказательствами, составляющую основной массив теоретич. знания. Методологически центральную роль в разработке Т. играет лежащий в ее основе идеализированный объект - теоретич. модель существенных связей реальности, представленных с помощью определенных гипотетических допущений и идеализации. Эта модель строится на основе научн. парадигмы. Построение идеализированного объекта - необходимый этап создания любой Т. в специфических для разных областей знания формах. Идеализированный объект может выступать в разных формах, предполагать или не предполагать математич. описания, содержать или не содержать момента наглядности, но при всех условиях он должен быть конструктивным средством развертывания всей системы Т. Этот объект становится не только теоретич. моделью реальности; он неявно содержит в себе определенную программу исследования, к-рая реализуется в построении Т. Соотношения элементов идеализированного объекта - как исходные, так и выводные - представляют собой теоретич. законы, к-рые, в отличие от эмпирических, формируются не непосредственно на основе изучения фактов, а путем определенных мыслительных действий с идеализированным объектом. Лит.: Грязнов B.C., Дынин Б.С., Никитин E. Теория и ее объект. М., 1973; Степин B.C. Становление научной теории. Минск, 1976; Рузавин Г.И. Научная теория. М., 1978; Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978; Эксперимент, модель, теория. М., 1982; Тернер Дж. Структура социологической теории. М. 1985. Логика социологического исследования, М. Осипов Г.В., Кабыща А.В. Парадигма, предмет и структура социологического знания/ /Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М. 1996. А.В. Кабыща.

Просмотров: 1052
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • Достоверность социологического знания
  • ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ
  • ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ
  • ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ
  • ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ
  • ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ
  • ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ
  • Инстинкт-теория и объект-теория
  • ОБОСНОВАНИЕ ИНТУИТИВИЗМА. Пропедевтическая теория знания
  • ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ОБЪЕКТ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ОБЪЕКТ НАУКИ
  • Объект и предмет исследования
  • Объект и предмет социологического исследования
  • Объект исследования
  • Объект исследования
  • Объект исследования
  • Объект исследования
  • Объект науки
  • Объект науки
  • Объект теория
  • ПЕРЕХОД ОТ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ К МЕТОДОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ПРЕДМЕТ ЗНАНИЯ. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • СТРУКТУРА ЮВЕНОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
  • Структура социологического знания
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ (ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ) ОБЪЕКТ
  • ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь