Достоверность социологического знания

основная характеристика его истинности. Отдельное высказывание, умозаключение, концепция или теория являются достоверными, если имеются все основания утверждать, что их истинность окончательно установлена. Такое знание не требует дальнейшего доказательства и обоснования. Как и вероятность (противоположное достоверности свойство), достоверность в марксистской гносеологии рассматривается в связи с центральной категорией последней истины. Достоверность не тождественна истине, как это иногда считают, а является лишь ее определенностью, выражением. Достоверность это знание субъектом познания истинности знания как факта. В определении достоверности знания исследователем фиксируются, таким образом, два аспекта: указывается на его истинность и убежденность (несомненность) в этом. Первый аспект означает, собственно, обоснованность истинности знания, которая обычно осуществляется в форме практического подтверждения или логического доказательства. Второй аспект убеждение, с которым субъект познания относится к истинности того или иного положения,зависит, прежде всего, от логического обоснования и от личности субъекта. Поскольку убеждение является субъективным качеством, этот аспект оценки особенно важно рассматривать в его связи с первым. Необходимо различать истину как знание, адекватно отражающее объект, и знание истинности как оценку меры соответствия знания объекту. В последнем случае речь идет именно о достоверности. Действительно, исследователь может быть убежден в искренности высказываний респондента, однако это не исключает того, что они могут оказаться ложными. Он может надежно фиксировать оценки респондентов, но эти оценки могут быть неискренними. Опять же высказывания могут быть искренними, но вместе с тем заблуждением. Поэтому социологи различают достоверность и правдивость высказываний и на их основе полученных данных. Термины «правда», «неправда», «искренность» и «неискренность» могут обозначать правдивое и неправдивое выражение мнений респондентов независимо от того, являются они истинными или ложными. Многие суждения могут оказаться правдивыми (искренними), но ложными и, наоборот,неправдивыми, но истинными. «Истина,отмечал В. И. Ленин,-не есть начальное впечатление» (Л е н и н В. И. // Полн. собр. соч. Т. 29. С. 153). Основой Д. с. з. следует рассматривать его объективность способность отражать действительность независимо от желания и цели субъекта, во всей полноте присущих ей качеств. Такое знание не может скрывать недостатков и просчетов в деятельности людей, тех противоречий, которые объективно существуют и воспроизводятся в процессах общественного развития. Непременным условием объективности социологического знания является гласность, исключающая необходимость «раздвоения» сознания респондентов по субъективным мотивам. Но нельзя рассматривать объективность знания как общезначимость. Высказывания людей, рассматриваемые безотносительно к объективным реалиям, не могут быть определены как достоверные или ошибочные. Содержание знания достоверно, когда оно объективно отражает действительность в системе понятий, суждений, выводов, образованных на основе познавательной деятельности, необходимым звеном и критерием которой является практика.

Просмотров: 1237
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
  • БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ
  • Воля как характеристика сознания
  • Достоверность научного знания (достоверность)
  • Знание “как”
  • ЗНАНИЕ КАК
  • Знание как деятельность
  • Знание того, чего узнать нельзя
  • Знания
  • знания
  • ЗНАНИЯ
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • ОБОСНОВАНИЕ ИНТУИТИВИЗМА. Пропедевтическая теория знания
  • Память как знание
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Практика, как критерий истины
  • ПРЕДМЕТ ЗНАНИЯ. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ (ЗНАНИЯ)
  • Структура социологического знания
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • То, что неподвластно забвению, правда, истина, верность, искренность, правдивость, истинность
  • Убеждение, как форма деятельности
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь