|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.
Объект и предмет исследованияопределенная социальная реальность (а также ее различные стороны, характеристики и отношения), на которую направлено исследование. Выделение же определенного фрагмента этой реальности диктуется наличием социальной проблемы, т. е. необходимостью разрешения социального противоречия. Определение О. и п. и. является первым шагом в разработке его программы (и непременной составляющей последней), вычленении проблемы и основывается на методологии классификации общественных наук, разработанной К. Марксом и Ф. Энгельсом. О. и.-это проблемная ситуация, «сфокусированная» в конкретном социальном явлении, процессе, отношении, сфере общественной жизни. Под объектом в конкретном социологическом исследовании понимаются реальные социальные процессы или явления, а также социальные отношения, содержащие противоречие и порождающие проблемную ситуацию. В социологическом нссдедсванпи объект может изучаться под различными углами зрения. Разработка программы исследования и направлена на фиксацию определенного угла зрения, под которым может рассматриваться объект. Социологи выделяют определенные стороны, свойства, характеристики, особенности объекта, которые для них представляют интерес в плане изучения данной проблемы. Иными словами, выделяется предмет исследования. П. и.-наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, особенности, характеристики, проявления объекта, подлежащие изучению с помощью социологических методов. В одном объекте можно выделить несколько предметов исследования, в зависимости от научнопознавательных и практических целей. В качестве таковых выступают закономерности функционирования и развития различных социальных общностей (классов, наций, групп, коллективов) как субъектов определенных социальных отношений, образующих социальную сферу общества. Явление, ставшее предметом социологического исследования, понимается как тотальность, целостность, изучаемая во всех своих определяющих зависимостях и социальных комплексах, в своем функционировании и динамике. А поскольку объект это то, что содержит в себе социальное противоречие, то предмет выражает именно те его (объекта) свойства и стороны, которые наиболее рельефно «оттеняют» данное противоречие, представляет, образно говоря, «полюс социального противоречия». Например, если объектом социологического исследования выступает читательская аудитория газеты, то предметом могут стать структура, направленность, интересы, ориентации, ожидания, предпочтения, мотивы, потребности данной аудитории и ее поведение по отношению к данной газете. Вместе с тем вывод о том, что в предмете коренятся «полюса соци ального противоречия», можно сделать лишь в результате проведенного социологического исследования. На начальном же этапе, при составлении программы П. и. определяется прежде всего для уточнения угла зрения, интересующего исследователя. Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|