Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
ОПРОС- метод сбора первичной информации в социологич. исследовании, предусматривающий, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей (см. Респондент) с вопросами, содержание к-рых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирич. индикаторов, и, во-вторых, регистрацию и статистич. обработку полученных ответов, а также их теоретич. интерпретацию. Понятие О. употребляется в науках и в различн. сферах соц. практики для обозначения многообразных приемов получения необходимой информации, носителем и источником к-рой является человек. Напр., О. учащихся на уроке, О. пациентов в медицинской практике, О. свидетелей в судопроизводстве и т. д. Широко используются О. экспертов в прогностике, в науке об управлении, в стандартизации, в журналистике, О. населения в статистике, демографии и др. Становление О. как метода изучения соц. явлений, процессов и закономерностей относится ко второй половине XIX в. Он развивается в трех основных направлениях. Первоначально О. используется при проведении статистич. исследований: переписи населения, учеты урожаев, скота, хозяйственного инвентаря, земельных владений и др. В этих исследованиях О. считается вспомогательным технич. приемом в рамках статистич. метода и используется для получения фактографич. данных о событиях, поведении людей, явлениях и предметах, доступных внешнему наблюдению: рождение и смерть человека, численность и состав семьи, переезды, предметы быта, хозяйственный инвентарь, земельные наделы, скот и др. В 60-70 гг. XIX в. складывается второе направление в развитии метода О.; формируются методы устного и письменного О. экспертов при разработке и обсуждении государственных и законодательных решений. Это направление получило название анкетного метода или анкеты (от фр. enquete - расследование, исследование). Анкетный метод использовался для изучения фактов сознания: мнений, оценок, суждений экспертов. В связи с этим возникает противопоставление статистич. метода, к-рый считается объективным и надежным, анкетному методу, к-рый, как полагали, дает субъективную и, следовательно, ненадежную информацию. Анкетный метод использовался правительственными органами (королевские и парламентские комиссии в Англии) и частными исследовательскими об-вами и комиссиями (Союз соц. политики в Германии, Императорское вольное экономич. об-во в России). Предметом обсуждения были чаще всего экономич. и политич. законодательные решения: о железнодорожном транспорте (Германия - 1875 г., Франция - 1871- 1975 гг., Россия - 80-е гг. XIX в.); о рабочих союзах (Англия - 1867-1869 гг.); о женском и детском труде (Германия - 1976 г.); о табачной монополии (Франция - 1873-1875 гг.) и др. Круг экспертов, привлекавшихся к опросу, в подавляющем большинстве представлял интересы господствующих классов. Напр., в России при обсуждении проекта земского положения (1863 г.) в качестве экспертов ("сведущих земских людей") привлекались столичные губернские предводители дворянства и городские головы. Были сформулированы нек-рые методич. требования, необходимые для успешного применения анкеты. 1. Создание условий для свободного выражения мнений экспертов связывается с проведением О. не правительственными, а частными организациями. Следовательно, осознается проблема достоверности информации, необходимой предпосылкой к-рой считается искренность ответов эксперта. 2. Требование компетентности экспертов и их заинтересованности предметом О. 3. Необходимость привлечения к О. наиболее широкого круга информированных лиц. 4. Предпочтительность устного О. со стенографич. записью вопросов и ответов. 5. Необходимость широкой публикации рез-тов применения анкеты. Третье направление в развитии метода О. связано с изучением обществ. мнения, носителем к-рого признаются более или менее широкие слои населения. Сюда относятся первые попытки изучения конъюнктуры О. и рекламы, вопросов народного просвещения и культуры, мнений избирателей. Первые О. избирателей в Америке, проводившиеся редакциями газет накануне президентских выборов, относятся к 1824 г. В России это направление связано с изучением проблемы народного просвещения и представлено отдельными анкетами публиковавшимися в периодич. изданиях, а также специальными программами для сбора сведений о грамотности, чтении и культуре народа (Д. М. Шаховский - 1885 г., А. С. Пругавин - 1887 г., Н. А. Рубакин - 1889 г.). Программа представляла собой детально разработанный опросный лист, в к-ром часть вопросов относилась к анкетеру (учителя, врачи и др. общественники), а часть вопросов адресовалась крестьянам, рабочим и представителям др. слоев населения. В России в 20-30-е гг. XX в проводились централизованные крупномасштабные социологич. исследования, в к-рых метод О. занимал ведущее место. С его использованием связано в этот период развитие основных отраслевых направлений социологии: социологии труда, семьи, быта, культуры, образования, молодежи и др. Напр., с 1922 по 1935 гг. было проведено более 50 О. по вопросам бюджета рабочего и внерабочего времени различн. соц. групп населения (С.Г. Струмилин и др.), с 1918 по 1925 гг. было олубликовано 186 работ по социологии печати (М.А. Смушкова, Е. И. Хлебцевич, Я. Шафир и др.). С начала 60-х гг. понятие О. используется отечественной социологии как обобщающее по отношению к множеству терминов, обозначающих технич. разновидности этого метода. По формам и условиям общения социолога с респондентом различаются: письменные (см. Анкетирование) и устные (см. Интервью) О.; по месту жительства; по месту работы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатре, пациенты в клинике и т. п.); очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, журнал, телевидение, по телефону) О.; групповые и индивидуальные О. и др. Основными этапами подготовки и проведения социологич. О. являются следующие. 1. Теоретич. предпосылки (см. Программа социологического исследования): определение целей и задач О.; определение проблемы, предмета и объекта, для исследования к-рых предпринимается О.; операциональное определение исходных теоретич. понятий, нахождение эмпирич. индикаторов. 2. Обоснование выборки: определение генеральной совокупности, т. е. тех слоев и групп населения, на к-рые предполагается распространить полученные рез-ты О.; определение выборочн. совокупности, т. е. численности опрашиваемых, необходимой и достаточной для репрезентации генеральной совокупности, и их характеристик, учитываемых при отборе; определение правил поиска и отбора респондентов на последней ступени выборки (см. Выборка, Репрезентативность). 3. Обоснование опросного листа (вопросника): а) содержательная репрезентация проблемы исследования в формулировках вопросов, предназначенных для респондентов, т. е. обоснование индикаторной функции вопроса. Исследователь должен четко и однозначно зафиксировать связь ожидаемых ответов на каждый вопрос с характеристикой (переменной), для измерения к-рой данный вопрос конструируется (см. Валидность методик в социальных науках); б) обоснование вопросника относительно возможностей опрашиваемой совокупности людей как источника искомой информации. Обращаясь к методу О., исследователь всегда получает информацию об изучаемой реальности, преломленную через сознание респондента, независимо от того, касаются ли вопросы фактографич. данных (события, предметы, поступки и т.п.) или проявлений сознания и психики (мнения, оценки, мотивы, предпочтения, установки и.п.). В связи с этим при подготовке опросного листа и формулировке вопросов необходим учет соц., соц.-психологич. и психологич. характеристик опрашиваемых. Это - соц. нормы и ценности отношение к предмету О., вербальные навыки и особенности языка, культурные традиции представления о престиже, возможности Памяти, аналитич. способности и др. Необходимо также обеспечение логич. четкости и однозначности восприятия в формулировках вопросов, в построении шкал, таблиц вариантов ответов в закрытых вопросах и в правилах регистрации ответов. Необходим и учет ситуационных факторов, влияющих на рез-ты О.: присутствие третьих лиц, психич. состояние респондента в момент О., отвлекающие моменты и др.; в) стандартизация требований и инструкций для анкетеров и интервьюеров по организации и ведению О., установлению контакта с респондентом, регистрации ответов и т. д. (см. Интервьюер); г) обеспечение предварительных условий для обработки рез-тов О. на ЭВМ; обеспечение уровня измерения, адекватного планируемым методам математич. анализа рез-тов, кодирования вариантов ответов в закрытых вопросах; д) обеспечение организационных требований к О.: обоснование сроков О., тиражирование документов 0., нормирование труда анкетеров и интервьюеров, их отбор, обучение и контроль качества их работы, организация ситуации О., сбор опросных листов и контроль их заполнения, кодировка и подготовка к обработке на ЭВМ (см. Лаборатория полевая). Нарушение нормативных методич. требований к подготовке и организации О. на любом из его этапов может служить источником ошибок, снижающих качество эмпирич. информации. Ошибки, допущенные на одном из этапов О., не устраняются и не компенсируются высоким качеством исполнения др. этапов. Напр., нарушения правил репрезентации при планировании или исполнении выборочных процедур нельзя исправить применением безупречной анкеты, а ошибки, допущенные в конструкции вопросов, не компенсируются изощренными математич. методами на этапе обработки и анализа данных. Поэтому контроль качества методич. процедур О. необходим на всех этапах. Он проводится с помощью логич. анализа, пробных (пилотажных) исследований и вторичного анализа рез-тов исследований (см. Исследование пробное). Лит.: Процесс социального исследования. М., 1975; Ноэль Э. Эмпирическое социологическое исследование. Э. Массовые опросы. М., 1978. О.М. Маслова.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|