|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ- распределение вопросов на классы по различн. основаниям. В зависимости от цели, с к-рой задается вопрос, выделяются вопросы содержательные, имеющие целью получение информации об исследуемых переменных, и функциональные, решающие методич. задачи, связанные с ходом опроса и качеством получаемой информации. По содержанию выделяют вопросы о фактах, знаниях, мнениях, установках, мотивах поведения и т. д. Выделение этих вопросов связано со спецификой осознания людьми различных сфер соц. практики и влиянием этой специфики на формирование ответов и качество получаемой информации. Методич. опыт свидетельствует, что информация о фактах сознания (мнениях, мотивах, установках и т. п.) труднее осознается и вербализуется (т. е. формулируется в виде ответа), чем информация о фактах окружающей действительности. По функциям выделяют вопросы, решающие различн. методич. задачи по управлению ходом опроса, его психологии, атмосферой, ло-гич. строгостью. Выделяют контрольные вопросы, с помощью к-рых проверяется логич. непротиворечивость, достоверность, искренность ответов респондентов; вопросы, формирующие психологич. условия опроса: устанавливающие контакт с респондентом (контактные), снимающие напряжение, усталость респондента (игровые, отвлекающие), активизирующие внимание и память респондента (напоминающие); выясняющие понимание респондентом смысла заданного вопроса (зондажные, уточняющие) вопросы-фильтры, выделяющие из совокупности опрашиваемых ту их часть, к-рой будет адресован вопрос, следующий за вопросом-фильтром. По наличию возможных ответов (т. е. по предопределенности условий формирования ответов) выделяют открытые вопросы, в к-рых не содержатся варианты возможных ответов (см. Вопрос открытый); закрытые вопросы, в к-рых предлагаются варианты возможных ответов и оговаривается необходимое число выборов (см. Вопрос закрытый); полузакрытые вопросы, в к-рых респонденту предоставляется возможность не только выбирать из предложенных вариантов, но и формулировать свой собственный ответ, если имеющиеся не совпадают с его мнением (см. Вопрос полузакрытый). Для этой цели после списка ответов оставляются свободные строчки. По числу возможных ответов и их соотношению друг с другом закрытые вопросы подразделяются на несколько групп: дихотомич. вопросы (ответы: "да", "нет"); альтернативные вопросы, в к-рых предполагается выбор только одного ответа из сбалансированного соотношения положительных и отрицательных вариантов (эту группу вопросов составляют преимущественно вопросы-шкалы); вопросы-меню ("кафетерии"), содержащие списки суждений и указания на число вариантов, к-рые может отметить респондент (с ограниченным или с неогранич. выбором). По отношению к респонденту выделяют: прямые вопросы, относящиеся непосредственно к личности респондента ("Что Вы думаете о событии X?", "Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время? "); косвенные (проективные) вопросы, выясняющие мнение или отношение людей к предмету вопроса косвенным образом ("Здесь приведены три различных мнения о событии X. Какое из них Вы считаете наиболее справедливым? Как поступает большинство Ваших товарищей на работе в ситуации X?"); нейтральные вопросы, не нарушающие психологич. комфорта респондента при формировании ответа. Антиподами нейтральных вопросов являются: острые вопросы, касающиеся интимных сторон личной жизни респондента, нарушающие его представления о престиже, самоуважении, соц. и психологич. дистанции в ходе опроса; трудные вопросы, предъявляющие завышенные требования к памяти респондента, превышающие его информированность, содержащие сложную технику заполнения; внушающие вопросы, оказывающие психологич. давление (не всегда осознаваемое респондентом и автором анкеты) при формировании ответа. Напр., вопрос: "Нас ко Вас удовлетворяет в Вашей работе возможность заниматься рационализаторством и изобретательством?" - содержит неявные предложения о том, что респонденту по роду деятельности необходимо этим заниматься что он сам хочет быть изобретателем, что для этих понятий на предприятии заведомо имеются условия. Осталось только выяснить, насколько они удовлетворяют респондента. По синтаксич. признакам выделяют вопоо сы в вопросительной и повествовательной формах ("Какие газеты Вы получаете по подписке или "Я выписываю следующие газеты ..." "я выписываю никаких газет"). По графич. оформлению выделяют текстовые вопросы, вопросы-иллюстрации, вопросы-таблицы, вопросы-графики, диаграммы, схемы. Лит.: см. к ст. Вопрос и Опрос. О.М. Мастц.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|