ОПРОС СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ

- метод сбора первич. информации, используемый в социологии и соц. психологии для изучения структуры межличностных отношений в малых (контактных) соц. группах. О.с. является одним из самых распространенных социометрич. методов. В процедуре О.с. респондентам предлагается выбрать по тем или иным социометрич. критериям (как правило, для совместной деятельности) одного или нескольких членов исследуемой малой группы. Пример О.с. - опрос членов производственной бригады с помощью анкеты, включающей вопросы типа "Кого из членов Вашей бригады Вы оставили бы в ней, если бы бригада формировалась заново?". В ответ на каждый вопрос респонденты должны указать номера членов бригады (из врученного им вместе с анкетой списка). О.с. существенно отличается от др. видов исследования социологического (см.) по характеру исходных данных, способами их представления, процедуре опроса и методам анализа собранной информации. В отличие от др. видов опроса при О.с. рез-том измерения (ответом на вопрос) является не характеристика респондента (т. е. знание признака, измеренного в том или ином типе шкалы), а отношение между респондентами. Если в др. видах опроса ответ всех респондентов на любой вопрос порождает распределение опрошенных по признаку, соответствующему данному вопросу, то ответы всех членов группы на данный социометрич. вопрос порождают определенную структуру отношений: каждому члену группы ставится в соответствие один или несколько др. членов группы. Это отличие приводит к возникновению специальных способов представления собранных данных. Полученная в рез-те опроса структура представляется в виде специального рисунка (см. Социограмма) или таблицы (см. Социоматрица). Специфич. особенности процедуры О.с. связаны с тем, что исследование проводится в малой соц. группе и изучаются межличностные отношения  - вопрос, затрагивающий жизненные интересы каждого из членов группы, что предъявляет особые требования к этич. аспекту проводимых исследований. Иногда перед началом исследования социолог проводит т. н. социометрич. разминку - в течение нек-poro периода знакомится с жизнью группы, пытаясь завоевать доверие ее членов, пробудить интерес к исследованию и желание отвечать на вопрос анкеты.  Поскольку для О.с. необходимы списки членов группы, нарушается анонимность опроса, поэтому требуется специальная процедура ее обеспечения: после проведения инструктажа исследователь на время покидает помещение, в к-ром проводится опрос, с тем чтобы члены группы могли присвоить каждому из занесенных в список свой, не известный исследователю номер. Специфичны также способы обеспечения репрезентативности данных О.с, т. к. отсутствие в группе во время опроса лишь одного респондента (напр., бригадира при О.с. на строительстве) может фатальным образом сказаться на представительности полученных данных. Существенно отличаются также и методы анализа данных О.с. Обработка социометрич. данных, проводимая для изучения полученной в рез-те опроса структуры, предполагает выделение социометрич." подструктур (подгрупп, лидера группы и т. п.) и расчет индексов социометрич. (см.), характеризующих структуру в целом или положение отдельных членов группы в этой структуре. См. Критерий социометрический, Методы социометрические, Обработка данных социометрических, Социометрия. В.И. Паниотто.

Просмотров: 1945
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • Аут-управленческие члены группы (организации)
  • Группы встреч
  • Ин-управленческие члены группы (организации)
  • КРИТЕРИЙ ГРУППЫ
  • Конвенция о защите прав рабочих-мигрантов и членов их семей
  • Контрольные группы
  • Критерий группы
  • МАТРИЧНО-АППРОКСИМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ДАННЫХ (МАТРИЧНО-АППРОКСИМАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ)
  • МЕТОД ОПРОСА В ЭТНОПСИХОЛОГИИ
  • МЕТОДЫ АНАЛИЗА СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
  • МЕТОДЫ СБОРА СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
  • Метод «фокус-группы» (групповая дискуссия)
  • Метод номинальной группы
  • Метод опроса
  • Метод опроса
  • Методы анализа социолингвистических данных
  • Методы сбора социолингвистических данных
  • ОБРАБОТКА ДАННЫХ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ
  • СТРУКТУРА ГРУППЫ
  • Социальные группы
  • Структура группы
  • Т-группы
  • Т-группы
  • Шкала измерения потребностно-мотивационного профиля референтности группы
  • ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ
  • Эффективность деятельности группы
  • метод запоминаемых членов
  • метод опроса



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь