|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫв России. Проблемы образования. Россия - многонациональное гос-во. Нерусское население составляет ок. 20% и включает, по оценкам офиц. статис-тич. учреждений, представителей ок. 120 этносов. Специалисты-этнографы иногда насчитывают в России в 2—3 раза больше этнич. общностей. По своему нац.-гос. составу Рос. Федерация не имеет аналогов в мире. Среди субъектов Федерации 32 имеют статус нац.-территориальных, для к-рых «коренными», или «титульными», выступают ок. 40 этносов. К титульным этносам республик и округов относится ок. 10% населения России. Из этого числа лишь 6% проживают на их территории; остальные оказываются в положении нетитульных этносов на др. территориях. Ещё ок. 10% населения не имеют нац.-терр. образований в России. Т. о., ок. 14% населения России (не считая русских, проживающих в нац.-терр. образованиях) могут рассматриваться как «этнические группы». В зависимости от наличия нац.-терр. образований среди Э. г. можно выделить неск. типов: 1) группы, имеющие свои нац.-терр. образования в Рос. Федерации, но проживающие вне их пределов (татары в Башкирии, чуваши в соседних с Чувашией республиках и областях России и т. п.); 2) группы, имеющие свою государственность вне пределов Рос. Федерации (немцы, греки, поляки, корейцы, евреи); особую подгруппу среди них составляют титульные этносы бывших союзных республик СССР (украинцы, белорусы, молдаване, грузины, армяне и др.); 3) группы, не имеющие своей государственности, но имеющие многочисленную диаспору вне пределов Рос. Федерации (напр., курды, цыгане, уйгуры, саамы, эскимосы); 4) группы, не имеющие своей государственности и сосредоточенные преим. на территории Рос. Федерации (вепсы, сибирские татары, кеты и т. д.). Наличие и статус этнич. государственности во многом определяет возможности и механизмы воспроизводства культуры, в частности уровень развития этнич. образования и задачи, стоящие перед школой. Большой проблемой стала межрегиональная миграция. В 1989—93 в Россию из быв. республик СССР прибыло 4,3 млн. чел., а выбыло 2,8 млн. чел. В миграц. потоке постоянно увеличивалась доля русских (в 1993—78%). В целом миграц. потоки усложняют этнокультурную ситуацию: русские из республик быв. СССР заметно отличаются по своим культурным навыкам от населения регионов, в к-рые они прибывают; Значит. часть миграц. потоков составляют представители этносов, имеющих государственность вне России (немцы, корейцы, греки и т. д.), и хотя в ряде случаев (напр., среди немцев) число убывающих на свою ист. родину больше, чем прибывающих из республик быв. СССР, однако этнокультурные проблемы всё же возникают. Развитие школы для Э. г. не менее важно, чем для титульных этносов автономий России. Распространение школ титульных этносов России за пределами нац.-терр. образований определяется численностью диаспоры. Уровень терр. концентрации этносов и их доля в населении «своей» республики различаются весьма заметно. Более 90% тувинцев, якутов, кабардинцев, балкарцев, по данным переписи 1989, проживали на терр. нац. образований, названных их именем; в то же время у большинства народов Поволжья доля проживающих в «своих» республиках не превышает 50—60%. Доля титульных этносов в населении республик колебалась от 10% (карелы) до 64% (тувинцы). Формирование этнич. диаспор обусловлено двумя осн. причинами: 1) несоответствие границ нац. автономий и реального расселения этносов; зачастую такое соответствие было невозможно ввиду исторически сложившегося «дисперсного» расселения этносов (напр., татар и башкир, чувашей и татар и др.); иногда такое несоответствие отражает использование в прошлом расселения иноязычного населения в качестве инструмента нац. политики; 2) миграция населения, в частности депортации 30- 40-х гг. Этот фактор наиб. сильно повлиял на большинство этносов Сев. Кавказа, на калмыков, а также немцев, корейцев, финнов и др. Последствия депортации были различны. Напр., совр. расселение карачаевцев очень компактно, в то время как чеченцы живут во мн. регионах европ. части и Сибири; однако такое расселение - не столько результат депортации 1944, сколько следствие более активного (по сравнению с нек-рыми др. этносами) участия в освоении природных ресурсов регионов. Э. г. диаспоры заметно отличаются по культурным характеристикам и самосознанию от осн. части этноса. Одна из гл. проблем для школ диаспоры - возможность использования программ и учебников, подготовленных в республике для обучения в школах диаспоры. Напр., буряты проживают в 3 нац -терр. образованиях. Язык, культура, история этих групп бурят различаются весьма значительно: даже конфессиональная принадлежность у них разная. Также и для раз л. групп татар нужны соответствующие учебники и по языку, и по истории, и по культуре, и по краеведению. В то же время для небольших групп якутов или тувинцев, проживающих за пределами «своих» республик, вполне достаточно учебников, изданных в республиках. Особую проблему представляет организация обучения для представителей Э. г., имеющих в составе Рос. Федерации свои авт. образования, но проживающих на терр. другой автономии. Школа, созданная специально для детей из таких Э. г., могла бы с макс, полнотой учитывать в уч. процессе нац. особенности. Однако развитие подобных школ и их пед. обеспечение затруднено недостатком средств у титульных республик, а также зачастую нежеланием самого населения приобщаться к «отеческой» культуре и праг-матич. предпочтением рус. яз. в сфере обучения. Э. г., имеющие государственность за пределами Рос. Федерации, включают потомков давних переселенцев в Россию; их предки обитали здесь в течение жизни мн. поколений, поэтому их культура и язык зачастую очень отличаются от культуры и языка их ист. родины. Т. о., подобные Э. г., как правило, неоднородны в языковом, культурном и религ. отношении, и их локальные общности зачастую говорят на достаточно далеких диалектах родного языка, если вообще помнят его. Попытки «возрождения нац. культуры» фактически направлены на формирование совершенно новой общности, базирующейся на совр. официальном лит. языке их ист. родины. На самосознание Практически всех подобных Э. г. повлияли репрессии 30—40-х гг.; неблагоприятные условия для их нац. культуры сохранялись вплоть до сер. 80-х гг.; были ограничены возможности общения на родном языке даже в местах компактного расселения. Поэтому среднее и младшее поколения фактически вынуждены изучать родной язык заново. Материалы микропереписи 1994 показали, что не более 20—30% представителей этих этносов считают родным язык своей национальности и не более 10—15% владеют им в качестве второго. Но в отличие от других именно эти Э. г. имели давнюю традицию развития нац. образования на терр. России. Динамика численности этих Э. г. определяется двумя процессами: притоком в Россию из бывших сов. республик и оттоком в страны, к-рые принято считать ист. родиной данных этносов. Соотношение этих процессов влияет на динамику численности каждой из Э. г. По оценкам микропереписи 1994, численность немцев на терр. России с 1989 по 1994 уменьшилась на 6%, евреев - на 27%; ежегодный отток немцев в Германию в Значит. степени компенсируется их притоком в Россию из республик быв. СССР. Отток греков и корейцев в соответствующие гос-ва уступает по численности притоку в Россию греков из Закавказья и корейцев из Ср. Азии. Представители этих этносов концентрируются гл. обр. в крупных городах, проникая в ряд сфер х-ва - торговлю, снабжение, культуру. Направление этнокультурных процессов среди представителей таких Э. г. определяет выбор: остаться в России или уехать на родину предков. В зависимости от ответа на этот вопрос. по-разному могут формулироваться осн. задачи школы. Программа каждой нац. школы предусматривает обе стратегии поведения, однако они соотносятся в разных пропорциях, причём со временем эти пропорции могут изменяться. В поддержании этнич. идентичности значительна роль культурной традиции, стоящей за каждой из таких групп, и возможности помощи школе со стороны соответствующих roc-в. Израиль и Германия ведут весьма активную политику, в то время как Греция, Польша значительно меньше влияют на рос. диаспору. Э. г., не имеющие своей государственности, связывают свое сохранение с возможностью воспроизведения своей культуры и языка через школу. Угроза забвения родной культуры далеко не исчерпана. Однако все больше осознаётся опасность др. крайности - отгородиться от общемировых тенденций развития цивилизации, затормозив социальное развитие собств. народа и его адаптивные возможности в условиях нового быта. Особенно остра эта проблема для малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. В 20-х гг. в условиях становления сов. нач. школы для большинства этносов речь шла именно о преподавании всех или большинства предметов на родном языке. В 30—50-х гг. осн. языком преподавания стал русский; родные языки сохранились в основном как предметы обучения, преим. в нач. классах. С нач. 90-х гг. дети большинства этносов имеют возможность изучать родной язык на протяжении всего периода обучения, по крайней мере, в рамках базовой школы. Предпринимаются даже попытки перевода всего обучения на родной язык, сохранив русский в качестве предмета. Проблемы школы для Э. г. определяются прежде всего тем, что гл. акцент делается на образование для титульных этносов. Традиционно сильными остаются на всех территориях позиции рус. яз. Данные этносоциологич. исследований показывают, что в ряде случаев население испытывает определённую потребность в изучении языка и культуры своих предков. В то же время представители ряда Э. г. многонац. областей предпочитают учить своих детей в рус. школах. Образуется разрыв между позицией лидеров нац. интеллигенции, настаивающих на развитии системы «этнического» образования, гл. обр. в регионах компактного проживания меньшинств, и позицией самого населения. Особенностью уч. программ в нац. школах стало расширение изучения родного языка за счёт сокращения времени, отводимого на нек-рые предметы гуманитарного цикла, в первую очередь на рус. яз. и лит-ру. Инициаторы программ «национального» образования, как правило, стремятся расширить этот круг, включая изучение лит-ры, традиц. круга занятий, обрядов и верований, истории этноса и т. п. Однако ист. традиции и «культурный багаж» Э. г. различаются весьма заметно, что ставит нац. школы в неравное положение. Напр., трудно подготовить сравнимые по объёму и содержанию курсы нем., татарской и, напр., вепсской лит-ры. В качестве выхода из этой ситуации нередко рассматривают объединение в одном курсе материала, связанного с родственными по языку народами. Напр., преподаются лит-ры всех финно-угорских или тюркских народов, а не той или иной группы. В реальности лит-ры малочисленных младописьменных народов, принадлежащих к одной языковой семье, далеко не всегда представляют из себя целостную систему, их объединение выглядит достаточно искусственным. Иногда в шк. программах пытаются увеличить удельный вес т. н. традиц. культуры, к-рая, как правило, подаётся в иде-ализиров. форме. Однако такой подход вряд ли будет способствовать адаптации молодого поколения к новой реальности. Наконец, для нац. школы меньшинств ещё более актуальна, чем для учащихся «титульных» этносов республик, проблема межнац. общения. Материалы ведомственной статистики охватывают далеко не все формы обучения. Тем не менее очевидно, что охват соответствующим обучением разл. групп этносов крайне неравномерен. Так, напр., практически отсутствуют учитываемые статистикой школы для ряда этносов быв. союзных республик, среди к-рых и такие многочисленные этносы России, как казахи и украинцы. В то же время ощущается вполне определённая потребность в развитии этнич. школы в районах компактного расселения этих этносов. Не всегда имеют возможности приобщаться к языку и культуре своих народов представители диаспор титульных этносов республик. Сеть школ для мн. этносов финно-угорской языковой семьи распространена крайне недостаточно. Особенно остра проблема школ для цыган, талов, ассирийцев и др. Для абс. большинства малочисленных Э. г. сохраняется проблема приобщения к языку и культуре своих предков. А. А. Сусоколов. Ассирийцы (св. 9 тыс. чел., 1989), живут гл. обр. в Армении, Грузии, Азербайджане, в Краснодарском крае Рос. Федерации. Поселения ассирийцев на терр. быв. СССР существовали с сер. 18 в. В 1877 в с. Койласар (Армения) была открыта школа, где выпускник Тифлисской семинарии П. Бит-Айваз начал вести уроки ассир. яз. С 1880 здесь с ассир. учащимися работали 5 учителей. В обучении ассирийцев использовалась и несторианская письменность. После установления сов. власти в местах компактного проживания для ассирийцев открылись школы I и II ступеней. С сер. 20-х гг. Армавирский пед. техникум и ЛИФЛИ готовили учителей для этих школ. Издавалась уч. лит-ра, в т. ч. книги для нач. чтения А. Осипова и И. Гиваргизова. Действовали ассир. культ.-просвет. объединения. Эта работа прервалась в кон. 30-х гг., когда вся ассир. интеллигенция была репрессирована. Со 2-й пол. 50-х гг. в Москве и др. городах на обществ. началах работали курсы ассир. яз. В 70-х - нач. 80-х гг. в Москве и Ереване изданы пособия для нач. обучения ассир. языку Г. В. и М. В. Арсанисовых и Л. М. Саргизова (Москва, Ереван). Большинство ассир. детей вырастает в двуязычной среде и получает базовое образование в школах с народным языком обучения. В местах компактного проживания (кроме Азербайджана) в кон. 80-х гг. для ассир. учащихся введены (с 4-го кл.) обязательные или факультативные уроки родного языка (1 час в неделю). К нач. 80-х гг. уже имелась науч. лит-ра, к-рая могла бы послужить основой для разработки соответствующих шк. курсов и учебников. В с. Урмия (Краснодарский край) на базе обществ. Музея нац. истории и культуры (осн. в 1988) ведутся занятия ассир. историей, лит-рой, иск-вом. Здесь в дет. саду накоплен опыт воспитат. работы на родном языке с дошкольниками. Лит.: М а т в с е в К. П., Столетие ассир. школы в Армении, НО, 1978, № 11; Ч с p к а -шина Л., Урок ассир. яз. в Сокольниках, «Клуб», 1989, № 5. К. П. Матвеев. Греки (св. 91 тыс. чел., 1989), живут во мн. регионах, компактно - гл. обр. в Ростовской обл., Ставропольском и Краснодарском краях, Сев. Осетии. По происхождению и ист. судьбам в России различают неск. подгрупп, но осн. часть - потомки иммигрантов, попавших в Россию в период рус.-тур. войн 17—19 вв., а также переселенцев с территорий (Крым, Бессарабия, Армения, Грузия и др.), вошедших в состав Рос. гос-ва в 18—19 вв. По языку выделяются 2 крупные подгруппы: эллинофоны (говорят на понтийском диалекте ново-греч. яз.) и тюркоязычные (урумы; часть из них говорит на крымскотатарском яз.); др. языковые подгруппы малочисленны; используемые ими диалекты новогреч. языка невзаимопонимаемы. Большинство греков знает рус. яз. Ок. 40 тыс. чел. считают его родным. Формирование крупных греч. общин началось в 17 в. («Греч, купеческое братство» в Нежине). После рус.-тур. войны 1768—74 Россия взяла покровительство над христ. народами Османской имп., и грекам были предоставлены для поселения места в Приазовье (осн. 25 сёл и г. Мариуполь), а также в Таганроге, Керчи, Феодосии. В кон. 18 в. крупная греч. община сложилась в Одессе (10% населения города). В 19 в. греки участвовали в хоз. освоении Новороссии и Сев. Кавказа (Прикубанья, Ставрополья), отд. терр. в Закавказье. Первые греч. общинные школы созданы в Нежине (1811) и Мариуполе (1820). В Одессе в 20-х гг. действовали начальное общеобразоват. и коммерческое (осн. в 1827) уч-ща. После соответствующей подготовки греки могли продолжать образование, в т. ч. и в ср. уч. заведениях России. Особой популярностью пользовались коммерч. классы в гимназиях (Херсон и др.) и коммерч. гимназии (Таганрог, Одесса), созданные по уч. плану 1811. Греки поступали также в Ришельевский лицей в Одессе. В 30—40-х гг. 19 в. греки-лицеисты рассматривались как кандидатуры, перспективные для пед. работы в классич. гимназиях с двумя древними языками. С 1852 такие гимназии создавались гл. обр. в городах со Значит. греч. населением (Одесса, Нежин, Таганрог, Кишинёв; Нежинская классич. гимназия преобразована впоследствии в реальную). В сел. общинах действовали небольшие приходские нач. школы. Их положение ухудшилось после упразднения самоуправления для мариупольских греков-урумов (1857). Лишь с распространением системы обучения Н. И. Ильминского (с 1870) вновь открывавшиеся министерские школы стали уделять внимание нач. образованию греч. детей. Во 2-й пол. 19 в. активизировали просветит. деятельность греч. общины Сев. Кавказа и др. регионов Юга России: гор. школы открылись в Ставрополе (1864), Владикавказе (1894), сельские - в Дубовой Балке (близ Екатеринодара, 1890), станице Крымской (близ Ставрополя, 1894), в с. Мерчанское (в 1916). Они работали по уч. планам рус. нач. школ, но греческий был языком обучения и (на 2—3-м году) отд. предметом. Поддержке образования способствовала благотворительность греч. коммерсантов бр. Зоси-ма, 3. Капланиса и др. Школы открывались также в Абхазии, Аджарии, Армении. После установления сов. власти мн. греч. школы продолжали работу. В 1928—39 в СССР существовали авт. греч. районы, в т. ч. на Сев. Кавказе (центр. станица Крымская, ныне Крымск) и на Украине (Мариуполь). На базе нач. школ действовали курсы ликвидации неграмотности. В Краснодаре, станице Крымской, Мариуполе, Сухуми работали пед. уч-ща, готовившие учителей для греч. школ. Издавалась уч. литра (единым язком стал лит. новогреческий в форме димотики). В содержании шк. образования обозначились тенденции к обособлению греков СССР от осн. населения Греции. Нек-рое время сохранялась возможность поддержания этнич. самосознания благодаря греч. клубам, разл. формам самодеятельного творчества. В 1927 для языка сов. греков упрощена письменная графика, а позже для письменности принята русская гра-фич. основа, что затрудняло Значит. массе населения знакомство с нац. лит-рой. В 1938 большинство греч. школ переведены на рус. язык обучения. Мн. деятели греч. культуры репрессированы. Закрылись греч. секции изд-в, выпускавших лит-ру на греч. яз. В 40-х гг. Значит. масса греч. населения Крыма, Абхазии переселены в Ср. Азию. После отмены спецпоселения греков (кон. 50-х гг.) возрождение греч. школ началось лишь в 80-х гг. Вводится изучение совр. греч. литературного языка (димотики), в нач. 90-х гг. созданы учебники для нач. и ср. ступеней базовой школы. В местах компактного проживания греков работают школы двух типов: обычные общеобразоват., с курсом греческого как иностранного, и воскресные, с изучением греческого как родного. Воскресные школы организованы во Владикавказе, Краснодаре, Крымске, Минеральных Водах, Ставрополе и др. Всего работало (1995) св. 40 школ (св. 3,5 тыс. учащихся). Педагоги готовятся путём стажировки гл. обр. в Греции и в ун-тах России (Москва, Краснодар И др.). Я. К. Мацукатидис. Евреи (св. 551 тыс. чел., 1989). 51% евреев живут в Москве (175,8 тыс.) и С.-Петербурге (106,5 тыс.), другие - дисперсно, гл. обр. в областных центрах и крупных пром. городах. В состав Рос. Федерации входит Еврейская автономная область; её евр. население (8 тыс.) составляет 1,4% всех рос. евреев. Родным языком большинства евреев признаётся русский, остальные сохраняют знание идиша или др. евр. языков. 95% рос. евреев - потомки ашкена-зов, субэтнич. евр. группы, жившей со ср. веков на терр. Вост. Европы и говорившей на идише (ашкеназы как общность распались окончательно в 20 в., их традиц. культура находится на грани исчезновения). В группу рос. евреев входят таты - горские евреи (ок. 25 тыс.), живущие на Сев. Кавказе. Совр. идиш использует модифициров. вариант древнеевр. квадратного письма. Письменность для татского яз. существует с 30-х гг. 20 в. на основе кириллицы. Традиц. евр. образовательная система - древнейшая из существующих (за родилась в 1-й пол. 1-го тыс. до н. э.). В ср.-век. Европе сложилась ашкеназ-ская система образования, основой к-рой стали хедер, талмуд-тора и иешива. В отличие от евреев Испании и их потомков сефардов, поселившихся в Вост. Средиземноморье и Зап. Европе, а также от евреев Италии, ашкеназы не изучали светских предметов. Нач. образование велось на разговорном языке общины, гл. обр. на идише, но специфич. языком евр. образованности был иврит в ашке-назском изводе. Нач. ступени ашкеназ-ской образоват. системы (хедер, талмуд-тора) считались обязательными для мужчин. Сходная форма традиц. образования существовала и у горских евреев: в нач. уч-ще при синагоге (талмуд-хуна) обучали грамоте на иврите в горско-евр. изводе с применением квадратного письма, молитвам. Изучались Пятикнижие Моисея и навыки религ. жизни (в отличие от ашкеназской системы Талмуд не изучался). Евр. население России формировалось с позднего средневековья. После разделов Польши (1772, 1793, 1795) б. ч. евреев Речи Посполитой (в т. ч. св. 600 тыс. евреев с терр. совр. Украины, Белоруссии, Литвы) оказались на терр. Рос. империи. В 1787 подданными стали ок. 5 тыс. евреев (крымчаков и караимов) бывшего Крымского ханства. В кон. 18 в. в рос. подданство из Черкесии перешло неск. сотен адыгоязычных евреев, принадлежавших к исчезнувшей субэтнич. группе мамшуков, потомков древнего населения Зап. Кавказа. В 19 в. евр. население империи увеличилось после присоединения Бессарабии (1812; ок. 20 тыс. ашкеназов и сефардов), Вост. Кавказа (1801—28; ок. 7 тыс. горских евреев и неск. тысяч груз, евреев), Ср. Азии (1864—84; ок. 10 тыс. бухарских евреев). Рос. империя стала местом обитания самой многочисл. евр. общины мира (к 1914 - более половины евреев мира). Большинство евреев жили в сел. местности и в небольших городах-местечках. Занимались ремёслами, промыслами, посреднической деятельностью между городом и деревней. Держались обособленно, управлялись общинными (кагальными) орг-циями. Традиц. система образования оставалась для них единственно возможной и охватывала практически всё муж. население, девочки получали домашнее воспитание, зависившее от возможностей семьи. В 18—19 вв. отношение офиц. властей России к евреям как иноверцам было крайне противоречивым. С1791 осуществлялась гос. политика, направленная на ограничение ареала проживания. Сложилось понятие т. н. черты еврейской оседлости. Евреям разрешалось жить только внутри черты оседлости, выезд из неё, даже временный, был осложнён. В её окончат, границы (1835) входили рос. губернии: Ковенская, Сувалкская, Виленская, Витебская (в т. ч. Севеж-ский, Невельской уезды, ныне на терр. Псковской обл.; Велижский уезд, ныне на терр. Смоленской обл.), Могилёвская (в т. ч. части Мстиславльского и Оршанского уездов, ныне на терр. Смоленской обл.), Минская, Гродненская, Волынская, Киевская, Черниговская (в т. ч. Суражский, Молинский, Новозыбков-ский и Стародубский уезды, ныне на терр. Брянской обл.), Полтавская, Ека-теринославская, Таврическая, Херсонская и Бессарабская, а также 9 губерний Царства Польского. Из черты оседлости исключались Киев, Николаев, Ялта и Севастополь. Офиц. политика в 19 в. преследовала цель приобщить евреев к христ. просвещению, внедрить в евр. среду рос. общее образование, к-рое рассматривалось как переходная ступень к христианизации. Положение о евреях 1804 провозгласило свободный доступ евреев в рос. нар. уч-ща, гимназии и ун-ты. Но оторванность евреев от общей рос. жизни, ограничение прав и прямые гонения, определявшиеся тем же «Положением», привели к тому, что евреи в массе не проявили доверия к рос. общеобразоват. школе. На практике офиц. властями чинились препятствия евреям, желавшим воспользоваться правом обучения в унтах, если они не были готовы сменить религию. С 20-х гг. 19 в. по отношению к евреям стали применяться дискриминац. меры. Среди них: рекрутский набор евр. детей в школы кантонистов с последующим отбыванием воинской повинности (1827—56); цензура ввозимых и печатаемых в России евр. книг (с 1826), полиц. надзор (с 1844) за кагальными органами. По инициативе С. С. Уварова предпринята попытка реформировать традиц. образование евреев. В 1844 по проекту раввина М. Лилиенталя и др. учреждены т. н. казённые евр. уч-ща 2 разрядов и раввинские школы, по группе общеобразоват. предметов сближаемые, соответственно, с рос. приходскими и уездными уч-щами и гимназиями. В казённых уч-щах преподавались Пятикнижие, учение Маймонида и др. религ. предметы, нравств.-дидактич. курс «Жизнь человека» (все по учебникам, сост. Л. И. Мандельштамом, первым евреем, окончившим Моск. ун-т), рус. и нем. языки, арифметика и др. До 1864 языком обучения был немецкий (рассматривался как лит. форма идиша), впоследствии - русский. Казённые уч-ща (св. 100; существовали до 1873) не привлекали евр. молодёжь. При Александре II евреям разрешено (с 1859) обучать детей закону веры по собств. усмотрению (т.е. фактически легализованы хедеры); введена обязательность шк. обучения для детей евреев-купцов и почётных граждан. В кон. 1861 разл. льготы предоставлены евреям, окончившим гимназии и вузы. Сторонником подобных либер. мер выступал Н. И. Пирогов, знавший нужды евреев как попечитель уч. округов. В 19 в. образовалась прослойка евр. предпринимателей и аристократов, в их числе династии Гинцбургов, Поляковых и др. Росло число представителей интеллигенции, в т. ч. технич. Под председательством барона Е. Г. Гинцбурга осн. Об-во ипя распространения просвещения между евреями России (ОПЕ; 1863—1929); оно привлекло мн. представителей евр. интеллигенции, сформировало фонды для финансирования школ, стипендий, издания уч. литры. С. П. Поляковым и др. осн. Об-во ремесл. и земледельч. труда (ОРТ; 1880; впоследствии всемирная евр. просветит. и благотворит. орг-ция), к-рое открывало проф. уч. заведения. Создавались частные евр. гимназии и прогимназии, в т. ч. женские. В уч. заведениях МНП к 1886 получали образование св. 35 тыс. евреев. В 1899 в черте оседлости было св. 640 евр. школ: св. 390 частных, св. 180 общинных и 113 гос. (евр. уч-ща нового типа, с 1875). В них обучалось всего св. 50 тыс. чел., в т. ч. 16 тыс. девочек. Мн. евреи стали отказываться от архаич. форм нац. и религ. традиций и стремились в светские уч. заведения. Это привело к кризису прежней системы евр. религ. образования. В деятельности частных уч. заведений проявлялись разл. концепции нац. образования, возникшие в евр. среде: сионистские (развитие нац. сознания как базы для создания на земле Израиля нац. гос-ва), идишистские (освоение и развитие нац. культуры на разговорном яз.), светские (развитие гл. обр. проф. и частных уч. заведений). Стремление евреев к обучению в рос. ср. и высших уч. заведениях вызвало офиц. ограничит, контрмеры. В 1887 впервые оформлена т. н. процентная норма евреев в числе учащихся общедоступных уч. заведений: 10% в черте оседлости; 5% во внутр. губерниях; 3% в столицах. Эти меры привели к сокращению числа евреев среди учащихся ср. уч. заведений (12,5% в 1882 и 6,8% в 1902), способствовали, с одной стороны, росту антисемитизма среди учащихся и пед. персонала и, с другой - повышению образоват. конкурентоспособности евр. молодёжи. До 1917 число евреев, усвоивших рус. культуру, оставалось небольшим. Практически всё муж. евр. население было охвачено хедером и талмуд-торой. Временное пр-во отменило все ограничит, меры по образованию евреев. Но в обстановке рев. лет 1917—18 мн. евр. уч. заведения (уч-ща при ОПЕ, Петерб. курсы востоковедения, осн. в 1908) закрылись из-за недостатка средств. После советского «Декрета о свободе совести и религ. объединениях» (1918) деятельность ашкеназской системы образования перешла в разряд официально несанкционированной. В 1919 циркулярами Евр. комиссариата Наркомнаца ликвидированы евр. общинные заведения, в т. ч. образовательные; преподавание иврита запрещено. В первые годы сов. власти идиш был провозглашён «языком евр. нар. масс». В РСФСР создавались евр. школы 1-й (большинство) и 2-й ступеней ев 360 в 1923/24, ев 1 тыс в 1928/29 уч г., они охватывали ок 17% евр детей (11 тыс чел) В школах 2-й ступени наряду с языком и курсом лит-ры на идиш в рамках курсов истории и обществоведения давались сведения по истории евреев В условиях всеобуча (с 1930) большинство евр детей получало образование на рус. яз К 1939 школы с преподаванием на идише остались только в Евр авт. области В Дагестане школы с преподаванием на татском яз действовали до кон. 40-х гг. Образование для евреев стало массовым на всех уровнях Потерявшие 2,5 млн чел в результате истребления фаш оккупантами сов евреи после кампании «борьбы с космополитизмом» (1948—49) полностью лишились к -л форм нац образования С кон. 40-х гг. началось негласное восстановление дискриминац практики в отношении евреев в области высш. образования Тем не менее евреи занимали первое место среди национальностей СССР по уровню образования По переписи 1970, почти 100% взрослых евреев РСФСР имели образование выше среднего, 39,9% - полное или неполное высш. образование Доля студентов-евреев уменьшалась (напр., в Москве с 3,16% в 1970 до 1,8% в 1979, в Молдавии с 6,4% в 1960 до 2,2% в 1985), доля аспирантов-евреев по СССР сократилась с 5,3% в 1960 до 2,9% в 1975 Еще в «оттепель» сер 50-х - нач. 60-х гг. открылась при Моск. хоральной синагоге иешива «Кол-Яааков» («Глас Иакова», 1957) Вскоре началось неподконтрольное властям движение под сионистским лозунгом свободы репатриации в Израиль Возникла сеть неформальных кружков (для взрослых) по изучению иврита (ульпанов), евр истории и культуры С сер 70-х гг. создавались несанкционированные официально просветит.кружки для детей Активисты неформального евр образования подвергались преследованиям Большая часть учившихся в этих группах эмигрировала в Израиль Подавляющее большинство евр детей в Рос. Федерации учится в общеобразоват.гос или частных школах С кон. 80-х гг. предпринимаются попытки создания собственно евр общеобразоват.светских и религ. школ, прежде всего как воскресных В 1993 общее число воскресных школ в России ок 150, дневных общеобразовательных - ок 20 Уч пособия по иудаике на рус. яз доставляются из Израиля В С -Петербурге с 1992 издается журн «Евр школа» (на рус. яз) Существуют курсы обучения ивриту, в т.ч. летние Большая их часть входит в систему Евр агентства, междунар. орг-ции, стимулирующей «алию» - выезд евреев на ист. родину Значит. часть учеников евр школ имеет эмиграционную установку В кон. 80-х гг. возникли и евр высшие уч заведения негосударственные - Петерб евр ун-т (1989), Евр ун-т в Москве (1991) и др, гос. евр академия им Маймонида в Москве (1991) Специализации по иудаике открыты на курсах и т и в Ин-те стран Азии и Африки при МГУ, Рос. гуманитарном ун-те Общее кол-во студентов в 1994 ок 450 чел, они готовятся по профилям педагогика, журналистика, филология, история, философия Работает неск иешив, примыкающих к разл. течениям иудаизма В РФ на идише издаются журнал и газета, на татском яз - газета Лит M a p с к II С, Очерки по истории просвещения евреев в России, M, 1909, Познере В, Евреи в общей школе СПБ 1914, С о б к и и В, Евр школы в Москве, «Вестник Евр ун-та в Москве», 1993, № 3, Checinski M, Soviel jews and higher educa-tion, «Soviel Jewish Affairs», 1973, № 2, H a l e v у Z, Jewish umversily sludienls and Professionals m Tsansl and Soviel Russia, Tel Aviv 1976, Allshuler M, Soviel jewry smce Ihe Second World War Populalion and social slructure, № V, 1987, G 11 e l m a n Z A Century of ambivalence The jews of Russia and Ihe Soviel Union, 1881 to the presenl, № V, 1988 Корейцы (ев 107 тыс чел, 1989) Первые группы корейских переселенцев появились на рос. Д Востоке в 60-х гг. 19 в в результате иммиграции, вызванной аннексионистской политикой Японии Первые кор школы (до 20 учащихся в каждой) открылись в нач. 20 в Наиб. крупная школа работала с 1911 во Владивостоке Значит. роль в распространении кор школ сыграли просветители Ли Дон Хван С—1928), Ли Джун и др. К 1917 действовало ев 180 нач. школ, содержавшихся на средства кор населения (ев 5,7 тыс учащихся, ев 250 учителей) Более 2,5 тыс корейцев училось в рус. миссионерских и церк -приходских школах После установления сов власти (1922) стали организовываться гос. школы К 1925 в Дальневост крае насчитывалось ев 150 школ с обучением на кор яз (10,5 тыс учащихся), в т.ч. неск 7-летних (ок 1 тыс учащихся), 9-летняя (осн. в 1924 во Владивостоке) В начале введения всеобщего нач. обучения (1931/32 уч г.) действовало 380 кор школ, в т.ч. ев 350 школ I ступени (ев 28 тыс учащихся), 4 школы II ступени (700 учащихся), 21 ШКМ, 4 школы ФЗУ Значит. вклад в строительство сов кор школы внесли учителя II Ф Ни, Г В Ким, Хан Чан Гер и др. В 30-х гг. изданы первые ориг книги для нач. обучения корейцев, переведены на кор яз осн. стабильные учебники ср школы СССР Кадры для школ готовили кор пед.техникумы в Николь-ске-Уссурийском (с 1924) и в пос Посьет (1930), Кор пед.ин-т во Владивостоке (1931, 4 ф-та, ев 700 студентов ежегодно) Корейцы получали высш. образование на спец. отделениях Дальневост ун-та, Воет ин-та (Владивосток) и в др. вузах Осенью 1937 последовала противоправная форсированная депортация кор населения из Дальневост края в республики Ср Азии и Казахстан В новых местах проживания открывались кор школы и классы только в Казахстане ок 10 тыс. корейцев училось в 87 школах, в т.ч. в 54 корейских Намечалась организованная подготовка пед.кадров, однако воссозданные в 1938 Кор пед.ин-т в Кзыл-Орде и пед.уч-ще в Казалинске вскоре были переведены на обучение на рус. яз В СССР сформировалась кор интеллигенция, для к-рой рус. яз стал основным В 60—80-х гг. корейцы вернулись на рос. Д Восток, компактные поселения появились в Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии, Сев. Осетии и др. В кон. 80-х гг. осн. Междунар. кор центр в Москве, Ассоциация корейцев в России и др. нац -культурные объединения Возобновлено изучение кор яз как родного в школах Сахалинской обл (к 1997 ев 500 уч-ся), созданы ок 50 классов (при школах), групп, в т.ч. воскресных, для изучающих кор яз в Приморском и Хабаровском краях, в Нальчике, Моздоке, Пятигорске, Санкт-Петербурге и др. В Москве работают школы рус. -кор (на базе общеобразовательной), кор языка Ассоциацией преподавателей кор яз (с 1991) разработаны примерные программы изучения языка и нац культуры Лит Аносов С Д, Корейцы в Уссурийском крае, Хабаровск, 1928, Ким Сын X в а, Очерки по истории сов корейцев, А -А, 1965, Джарылгасинова P III, Осн. тенденции этнич процессов у корейцев Ср Азии и Казахстана, в кн Этнич процессы у нац групп Ср Азии и Казахстана, M, 1980, X а и Б И, Пед.проблемы обучения кор населения (на материалах Казах ССР), А -А, 1981 (Автореф дисс) Г Ким. Немцы (842 тыс чел в 1989) - гл. обр. потомки выходцев с герм земель Значит. число немцев поступало на рус. службу с кон. 17 в, они образовали крупную слободу в Москве В нач. 18 в мн семьи нем купцов, лекарей, военных обосновались в Петербурге Нем население пополнилось с присоединением к рос. гос-ву в нач. 18 в терр Прибалтики После 1763 приглашенные Екатериной II в Россию нем переселенцы образовали многочисл. колонии на слабо освоенных землях в Поволжье и Новороссии, в 1-й четв 19 в подобные поселения появились и на Кавказе, а в кон века - на Юж Урале, Алтае, в Сибири Поданным всерос. переписи 1897, насчитывалось ев 1,7 млн чел, родным языком к-рых указан немецкий К 1939 в РСФСР проживало ев 860 тыс немцев, компактно гл. обр. в АССР немцев Поволжья (осн. в 1924, в 1918—24 Трудовая коммуна, ок 380 тыс - ев 66% ее населения), Омской обл, Крымской АССР, Ставропольском и Краснодарском краях В авг 1941 АССР немцев Поволжья упразднена Немцы из европ. регионов РСФСР депортированы в Сибирь и Казахстан, где они до 1955 находились в условиях т и спецпоселения Перепись 1979 зарегистрировала в СССР ев 1936 тыс немцев, вт ч в РСФСР -ев 790 тыс (большинство - в Зап Сибири) С нач. 90-х гг. численность немцев снижается в результате выезда мн семей в Германию Одно-врем происходит миграция немцев в Россию с терр. быв. республик СССР, гл. обр. из Ср. Азии. Первые нем. школы появились в Москве в нач. 17 в. при лютеранских церквах. В Петербурге нем. религ. общинами были осн. крупные общеобразовательные Петершуле (1710) и Анненшуле (1736). Моск. и петербр. нем. уч-ща и школы в 19 в. превратились в многоуровневые уч заведения, сохранявшие нац. специфику, но развивавшиеся в русле рос. классич. и реального образования. В нем. поселениях формировался колонистский тип школы, близкий герм. приходской, с конфессиональными различиями, характерными для нем. общин - менонитских в Новороссии и протестантских в Поволжье. В центр уч. программ были поставлены закон Божий, чтение и счёт. Учебники для школ создавались рос. немцами. В 1822 учреждены школы повышенного типа (центральные), в обязанности к-рых включена подготовка учителей. Большинство выпускников колонистских школ владело только чтением; лишь немногие осваивали навыки свободного письма. Уже в 40-х гг. 19 в. школы в нем. колониях перешли на 7—8-летний срок обучения. В 70-х гг. 19 в. стали открываться частные школы, в т. ч. - в центрах нек-рых провинц. губерний с нем. населением - гимназии и реальные уч-ща. В 1881 ок. 550 нем. гор. и колонистских школ и т. п. передано в ведение МНП. В уч. программы включены обя-зат. рус. яз., рос. история и география. В кон. 19 в. в нем. колониях появились земские школы. Закон Божий, родной яз. и лит-ра преподавались в них на немецком, др. предметы - на русском яз. наиб. число нем. школ действовало в губерниях: Таврической (св. 140), Самарской (св. 110), Херсонской (св. 90), Екатерино-славской (св. 80), Саратовской (св. 60). По переписи 1897, немцы занимали первое место среди народов рос. империи во уровню грамотности на родном яз. Значит. часть нем. населения относила себя к грамотным и на рус. языке. После 1905 развёрнута реформа колонистской школы. Языком преподавания для большинства предметов утверждался немецкий. Только рос. история и география изучались на русском. Освоение рус. яз. начиналось с 3-го класса. К 1909 св. 40% нем. школ относились к группе земских. В колониях появились проф. уч. заведения с обучением на нем. яз. Развитие школы для рос. немцев подорвано в 1914—15 дискриминационными по отношению к нем. населению мерами пр-ва. Нем. общеобразоват. школа воссоздана в 20-е гг., наиб. широко - в АССР немцев Поволжья. К 1937 здесь из 440 школ 1-й и 2-й ступени св. 240 были немецкими и ок. 30 - смешанными (всего св. 17 тыс. учащихся). В столице АССР г. Энгельс издавались осн. тиражи нем. шк. учебников, распространявшиеся и в др. регионах СССР. Авторами учебников по родному яз. и лит-ре выступали как педагоги из рос. немцев (К. Фишер, Г. Шнитке и др.), так и эмигранты-антифашисты из Германии. В Энгельсе работали пед. (дневной и вечерний), учит., с.-х. ин-ты; пед., муз., с.-х., индустр. и др. техникумы. Появились нем. дошк. учреждения. С распространением всеобуча (сер. 30-х гг.) в общем числе школ доля немецких снижалась; преподавание на родном яз. стало сокращаться. В условиях спецпоселения создание нем. школ и т. п. не допускалось; даже общение на родном яз. вне семьи считалось предосудительным. После 1955 организация шк. обучения нем. детей рассматривалась в контексте сложившейся практики национальных школ РСФСР, для к-рых перспективной задачей считалось образование на рус. яз., а родной яз. был основным для учащихся только на нач. ступени. Это не соответствовало интересам немцев, с детства практически хорошо владевших русским и стремившихся именно к овладению родным языком как к фактору нац. самоидентификации. Положение осложнялось отрывом рос. немцев от их прародины и тем, что по лексич. составу их язык в 19—20 вв. стал во многом отличаться от литературного немецкого В 60—70-х гг. были разработаны программы для изучения немецкого как родного в условиях рос. школы, созданы учебники, вт. ч. по курсу нем. лит-ры. В Новосибирском и Омском пед. ин-тах, Славгородском пед. училище (Алт. край) началась подготовка учителей для работы с нем. учащимися. В кон. 80-х гг. оформились нац.-куль-турные организации рос. немцев. При поддержке пр-в России и Германии в нач. 90-х гг. реализуется неск. проектов развития сети образоват. учреждений с изучением нем. яз. как родного или с углубленным изучением на нём ряда предметов. Изданы соотв. уч. программы, учебники и пособия, в т. ч. по истории рос. немцев. Разработана (1994) Федеральная программа развития образования рос. немцев. Для поддержки шк. обучения немцев создан фонд «Бильдунг». В 1997 немецкий как родной изучался (с 1-го по 11-й класс) в школах нац. районов (созданы в 1990—91) Алтайского края (св. 3 тыс. учащихся) и Омской обл. (св. 2 тыс. учащихся), а также Башкирии, Хакасии, Красноярского края, Новосибирской, Оренбургской, Челябинской областей. В нек-рых регионах школьники имеют возможность изучать отд. предметы базового образования на нем. языке. А С Майер, Г В Перфилова, И Б. Томан Поляки (ок. 95 тыс. чел., 1989). Традиционно самые крупные центры расселения поляков - Москва (10 тыс.) и С.-Петербург (9 тыс.), а также Смоленск, Волгоград, Самара, Пятигорск, Архангельск, Мурманск, Петрозаводск, Калининград; в Сибири проживает ок. 28 тыс. поляков (Иркутск, Томск, Новосибирск, Красноярск и др.). Говорят на разл. диалектах польск. яз. или же на польском, подвергшемся сильному влиянию рус. яз. или его наречий. Расселение поляков в России - результат ист. событий, связанных с судьбами Речи Посполитой (см. ст. Польша) и территорий Прибалтики, восточнослав. земель и др., где поляки были пришлым народом. Сведения о численности поляков в России в 19 в. противоречивы из-за несовершенства учёта этнич. данных. Считается, что к 1917 на терр. Рос. империи вне Царства Польского проживало св. 3 млн. поляков (ок. 15% их мировой численности). В состав этой группы рос. населения входили потомки поляков - участников нац. восстаний 1794, 1830- 1831, 1863—64, сосланных царскими властями в Сибирь, выходцы из шляхетских и др. семей, осевших в рос. столицах в 19 в., беженцы из Царства Польского, солдаты-поляки рус. армии и др. Поляки занимали одно из ведущих мест по грамотности на родном и рус. языках. В 1936—41 из ряда областей УССР и БССР, в т. ч. из вошедших в 1939 в состав СССР, в сев. и вост. регионы были насильственно депортированы св. 1 млн. поляков. О численности польск. населения РСФСР 30—40-х гг. может свидетельствовать тот факт, что в 1945—59 с терр. Сибири, Урала, Архангельской и Вологодской областей и Коми АССР в Польшу выехало св. 2 млн. чел. Численность поляков в Рос. Федерации имеет тенденцию к уменьшению. В кон. 18 в. польск. уч. заведения находились в ведении Эдукационной комиссии или приказов обществ. презрения. В 1800 они стали реорганизовываться по общерос. образцу. Вне Царства Польского осн. часть поляков проживала на терр. Виленской, Гродненской, Витебской, Мо-гилёвской, Минской, Волынской, Киевской, Подольской губерний, составивших Виленский уч. округ (1804). После учреждения МНП и уч. округов во главе Ви-ленского уч. округа был поставлен кн. А. Чарторыский, что позволило полякам сохранить и развивать свои уч. заведения, в т. ч. конфессиональные, управление к-рыми было отнесено к компетенции Виленского ун-та и окружного правления. Общее образование поляки получали в 5 губ. гимназиях (6-классных), ок. 40 уездных (3-классных) уч-щах (11 из них финансировались за счёт обращения доходов ордена иезуитов), гор. и сел приходских уч-щах. Центром ср. и высшего образования поляков был Креме-нецкий лицей (см. в ст. Лицеи). После передачи финансирования гимназий и школ приказам обществ. призрения (1820) уровень уч. работы большинства уч. заведений снизился. В зап. губерниях стали открываться конфессиональные школы пиаров, доминиканцев и др. орденов. После увольнения кн. Чарторыского (1824) уч. заведения Виленского округа были перераспределены между другими, в т. ч. между вновь созданными Белорусским (1829; губернии Могилёвская и Витебская, с 1831 - Минская), Харьковским (1831, губернии Подольская и Волынская), округами. Усилились тенденции к унификации уч. заведений с общероссийскими. С 30-х гг. польск. яз. для преподавания то запрещался, то вновь разрешался в зависимости от полит. колебаний во взаимоотношениях царской власти и польск. населения. После Польск. восстания 1831 образован Киевский уч. округ (1833; губернии Киевская, Волынская, Подольская, Черниговская), к-рый управлялся местным губернатором. В 1833 решением кабинета министров полякам было разрешено обучаться в Моск. , и петерб. ун-тах (по представлению губ. властей). В Вилен-ской, Гродненской, Минской губерниях и Белорус, уч. округе действовало 7 гимназий, 12 уездных уч-щ, а также приходские уч-ща. В 1836 прекращено преподавание польск. яз. в Гл. пед. ин-те в Петербурге, готовившем учителей для зап. губерний. Во 2-й пол. 30-х гг. учителя польск. яз. исключены из штатов уч. заведений 9 губерний. Уч. заведения для поляков стали приобретать сословный характер: открылись кадетский корпус в Полоцке, благородные пансионы в Вильне, Гродно и др.; в 1838 открыт Виленский дворянский ин-т, в 1835 - Киевская гимназия с конвиктом (интернатом), неск. жен. пансионов (гл. обр. в центрах зап. губерний). К сер. 19 в. польск. юношество обучалось гл. обр. в правительств, уч. заведениях (только в Виленском уч. округе из 4,6 тыс. учащихся - св. 4 тыс. детей дворян). Польск. яз. преподавался лишь в нек-рых частных уч. заведениях; в кон. 50-х гг. он разрешён и в нек-рых государственных, но после восстания 1863—64 запрещён. Мн. гимназии с польск. учащимися закрыты, часть из них переведена в ранг прогимназий; уездные уч-ща из 3-классных преобразованы в 2-классные (без польск. яз.). При нар. уч-щах, в к-рых занимались поляки, открыты смены для девочек. В 60—80-х гг. 19 в. были популярны «Букварь для деревенских ребят» («Elementarz dla chlopcow wiejskich») и «Букварь для девушек» («Elementarz dla dziewozat»). В Сибири и др. местах поселений сосланных участников восстаний польск. яз. в уч. заведениях не преподавался. Лишь в кон. 19 в. стали использоваться «Самоучитель польск. языка для взрослых», составленный Д. Сеслав (СПБ, 1899- 1903), «Новый и полный самоучитель польск. языка» Л. Горбачевского (СПБ). По переписи 1897, процент грамотных среди говорящих на польск. яз. составлял: среди мужчин 33,5%, женщин 29,4%. В этих условиях возможность освоения поляками-учащимися нац. культуры сохранялась только в частных уч. заведениях, но их открытие разрешалось только в зап. губерниях. В 1905 специальным указом было разрешено в школах преподавание на родном языке. С этого времени получило развитие образование поляков на родном языке и в рос. столицах. В Москве и С.-Петербурге созданы частные польск. школы, в т. ч. при костёлах, и кружки польск. языка. С 1918 создавались сов. школы с обучением на польск. яз. В Укр. и Белорус, союзных республиках в 20-х гг. были образованы нац. районы с польск. населением, в к-рых открывались начальные, а в 30-х гг. и ср. школы. В целом по СССР материал об их деятельности изучен недостаточно. Выходили и учебники на польск. яз. Проблема польск. школ в России остро проявилась в период Великой Отеч. войны. Для беженцев и переселенцев с Украины, из Белоруссии, а также из др. регионов, оказавшихся в зоне фаш. оккупации, организовывались общеобразоват. школы (первые в Тобольске и Тюмени в 1942). К февр. 1943 в РСФСР действовало 29 школ, в т. ч. в Коми АССР - 19, Красноярском крае - 5, Якут. АССР - 2 и по одной в Чуваш. АССР, Иркутской и Свердловской областях. На первом этапе организац. структура общеобразоват. польск. школы предусматривала 2 ступени - начальную и семилетнюю. За основу был принят уч. план нерусской сов. школы, утверждённый НКП РСФСР на 1942/43 уч. г. с включением в него географии и истории Польши. Шк. документация велась на польск. яз. В течение 1944 польск. школы открылись в Алтайском крае (29 школ и 12 польск. классов при рус. школах; св. 1830 учащихся), в Кировской обл. обучалось 148 детей. В 1945 в Ставропольском крае было 15 школ (св. 400 учащихся). В сер. 1944 в России действовали только 2 польск. ср. школы. До 1945 были открыты ещё 2 школы (работали кратковременно). Всего на 1 июля 1945 на терр. СССР в 215 польск. школах обучалось св. 17 тыс. учащихся, а на 1 янв. 1946 в 248 школах - 18,6 тыс. учащихся. Осн. контингент польск. школьников в СССР составляли учащиеся нач. классов; в ст. классах ср. школ училось св. 140 чел. Одновременно на терр. СССР существовали 16 интернатов (св. 1 тыс. учащихся), в т. ч. в РСФСР —12 интернатов. Полного всеобуча достичь не удавалось. Из-за нехватки пед. кадров часто к пед. деятельности привлекались недавние выпускники неполных ср. школ, а также лица без пед. образования. К сер. 1944 эта проблема была решена. В нек-рых регионах РСФСР, напр., в Ульяновской обл., Башк. АССР, на одного учителя приходилось 25 учащихся, в Алтайском крае - 18. В 1944/45 уч. г. на польск. яз. в 1-м кл. отводилось 306 уч. ч, во 2-м - св. 360, в 3-м - св. 230, в 4-м - ок. 200; на историю Польши в 3-м кл. - 34 ч, в 4-м - 66 ч; на географию Польши в 3-м кл. - 17 ч, в 4-м - 66 ч. На терр. РСФСР работали также 51 польск. дет. сад (св. 2 тыс. воспитанников), а также польск. дет. дома, число к-рых росло (в 1943 - 14, св. 950 чел.). В годы Вел. Отеч. войны разработаны уч. программы по польск. яз., истории и географии Польши; подготовлены 14 учебников для нач. школ, в т. ч. 9 оригинальных, а остальные как переводы русских. К 1946 издано 29 учебников, уч. пособий и программ общим тиражом св. 122 тыс. экз. В Рос. Федерации польск. стационарные уч. заведения организованы с нач. 90-х гг. В Москве в Уч.-воспитат. комплексе на базе ср. школы № 1650 работают 7 воскресных групп (100 учащихся). В большинстве городов, в составе населения к-рых имеются поляки, организуется изучение польск. яз. как иностранного. В С.-Петербурге, Казани, Самаре, Пятигорске, Иркутской обл. и др. часть уч. групп работает в составе уч. заведений, часть - при религ. общинах. Большинство учащихся (в т. ч. взрослых) проходит курс нач. обучения. Изучение польск. яз. в уч. заведениях Рос. Федерации ведётся с помощью учебников и прописей X. Метеры, изданных в Польше для поляков за рубежом (M e t с г. а Н., Czytam ро polsku, Lublin, 1990; с ё ж е, Pokochaj polska mowe, Lublin, 1992; с ё ж е, Pisz§ ро polsku, ч. 1—2; «Mysl§ i pisze», ч. l—2). Как правило, в уч. заведениях преподают энтузиасты-поляки, к-рые имеют возможность повысить свою квалификацию на курсах, организуемых польск. землячеством в Москве. Лит.: Кёппен П. И., Девятая ревизия, СПБ, 1857; Рождественский С. В., Ист. обзор деятельности Мин-ва нар. просвещения: 1802—1902, СПБ, 1902; II и p и м к у-л о в Ш. Д., Польск. школы и дет. учреждения в СССР (1941—46), Таш., 1990. В. М. Шетэля. Турки (св. 9 тыс. чел., 1989), живут небольшими группами в Кабардино-Балкарии, Сев. Осетии, Чечне, Ингушетии, Карачаево-Черкесии и ряде центр. областей Рос. Федерации. Большинство турок - выходцы из Юж. Грузии (Месхетии), небольшая часть - из Аджарии и Абхазии. В 1944 св. 115 тыс. турок из Груз. ССР принудительно переселены в республики Ср. Азии. С 1956 началось их возвращение на Кавказ, но не в места прежнего проживания. В кон. 80-х гг. после межнац. конфликта в Ферганской обл. (Узбекистан) св. 16 тыс. турок переселились в Центральный и др. регионы России. К моменту присоединения Юж. Грузии к России (1828) турки получали тради-цион. мусульм. образование в мектебах и медресе. Во 2-й пол. 19 в. для них стали доступны школы Об-ва восстановления православного христианства на Кавказе, рассчитанные на привлечение и детей мусульман. Преподавание в них велось на груз. яз. В 1903 в Ахалцихском уезде действовало 8 подобных школ, к-рые посещали 235 мальчиков и 40 девочек. Единицы могли получить образование в Ахалцихском гор. казённом 3-класс-ном уч-ще, а также в уч. заведениях Тифлиса, принимавших учеников мусульм. вероисповедания. Всего в 1903 на почти 50 тыс. турок приходилось 167 учащихся в Ахалцихском и 100 в Ахалкалакском уездах. Охват детей школой в тюркско-мусульм. р-нах Грузии в кон. 19 - нач. 20 вв. составлял немногим более 4%. В кон. 19 в. доля грамотных среди турок-мужчин старше 10 лет составляла ок. 4,5%, среди женщин - ок. 2%. В Грузии в 1921 для турок Месхетии были открыты школы с преподаванием на азерб. яз., в т. ч. общеобразоват. школы I и II ступеней и школы крестьянской молодёжи. В 1926/27 уч. г. в Грузии действовало 87 «тюркских» школ (в 1920/21—31); кроме того, открывались азербайджаноязычные классы в т. н. смешанных школах. Уч. лит-ра и пособия поступали из Азербайджана, преподавательские кадры готовились в «тюркском» пед. техникуме Тифлиса, частично в Азербайджане. К 1934/35 уч. г. в основном был завершён переход ко всеобщему нач. образованию. В 20—30-х гг. началась кампания по ликвидации неграмотности, в частности к кон. 20-х гг. в Ахалкалакском р-не насчитывалось 89 школ. Со 2-й пол. 50-х гг. турки получали общее образование гл. обр. на узб. и казах. языках. Лишь в кон. 80-х гг. в регионах их проживания в Ср. Азии открылись факультатив, курсы и шк. классы и группы по изучению турецкого языка как родного; разрабатывались уч. методики и пособия, началась подготовка преподавателей. В России для переселенцев к сер. 90-х гг. нач. обучение на родном яз. и изучение тур. языка как предмета удалось наладить лишь в нек-рых регионах, напр., в Бурятии (5—9-е кл.; св. 100 уч-ся), Карачаево-Черкесии (1- 9-е кл.; св. 40 чел.). А. Г. Осипов. Финны (св. 47 тыс. чел., 1989), проживали гл. обр. в Карелии (18,4 тыс. чел.), в Ленинградской обл. (св. 16 тыс. чел.). Появление фин. населения на терр. России связано с рус.-швед. борьбой за обладание Балт. побережьем. После Столбовского мира (1617) Швеция поощряла переселение фин. крестьян в разорённые и опустошённые р-ны Ижор-ской земли (Ингерманландия), вошедшей в состав швед, монархии. К 70-м гг. 17 в. фин. население превысило половину всех жителей региона. Новая демо-графич. и этнич. ситуация дополнялась быстрым распространением лютеранства. В связи с возвращением Ижорской земли в состав России (1721) фин. крестьяне, оставшиеся на освоенных землях, оказались в составе России. На рубеже 19—20 вв. к 130 тыс. ингерманландцев прибавилась колония финнов (ок. 30 тыс. чел.) в Петербурге, к-рые прибывали в столицу империи из Финляндии в поисках заработка. После 1918 в Сов. Россию (прежде всего в Петрогр. губ. и Карелию) прибыло ок. 6 тыс. финнов. В нач. 30-х гг. в СССР приехало нек-рое кол-во амер. и канад. финнов, решивших принять участие в строительстве сов. гос-ва. В ходе репрессий 30—40-х гг., связанных с раскулачиванием и массовыми депортациями, практически всё фин. население Ленингр. обл. было насильственно изгнано со своей родины, получив право на возвращение лишь после 1956. Первая нац. школа для фин. населения Ингерманландии была открыта в дер. Колппана (1785), близ Гатчины, наследником престола Павлом Петровичем. Бесплатно обучавшиеся в ней дети дворцовой прислуги изучали фин. и рус. языки, закон Божий. Преподавателями были грамотные крестьяне-самоучки. В 30- 50-х гг. 19 в. в Ингерманландии при активной поддержке лютеранской церкви, связывавшей с нар. просвещением успехи фин. нац. движения, было основано ок. 10 нач. школ. Однако нехватка учителей, отсутствие у них спец. образования, нежелание крестьян платить налоги на содержание школы предопределили скромные результаты её деятельности. Положение стало улучшаться с основанием Колппанской семинарии (1863—1919) по подготовке учителей для нар. школы. Программа бесплатного обучения в семинарии, рассчитанная на 3 года, включала изучение религии, фин., рус. и нем. языков, арифметики, геометрии, природоведения и садоводства, педагогики, истории, лит-ры, музыки и хорового пения. За годы существования семинария выпустила св. 200 педагогов, внёсших Значит. вклад в культурное развитие ингерманландских финнов. В 1866—1913 в Ингерманландии было основано ок. 230 школ, к-рые закончило св. 8 тыс. учащихся. Преподавание велось на фин. яз., по нек-рым предметам использовались рус. учебники. Практически все учителя, ежегодно собиравшиеся на летние курсы повышения пед. мастерства, были выпускниками Колппанской семинарии. Традиц. каналом нар. просвещения до кон. 19 в. были церковные, воскресные и передвижные школы, обучавшие молодёжь элементарной грамоте, закону Божьему, церк. песнопению, знание к-рых было необходимо при конфирмации. В 1896 было основано единственное фин. проф. уч-ще, готовившее ткачей. Производств. специальности фин. молодёжь Ингерманландии получала в рус. уч. заведениях губернии. В 20-х гг. 20 в. в Петрогр. губ. действовало св. 300 фин. школ; появились ср. школы, открывшие финнам путь к высш. образованию. Подготовка фин. учительских кадров велась в 3 педтехникумах (Гатчина, Ораниенбаум, Ленинград) и в Пед. ин-те им. А. И. Герцена. Были открыты с.-х. и кооперативный техникумы. Уч. лит-ра выпускалась фин. изд-вом «Кирья» («Kirja», осн. в 1923). Процесс естеств. нац. и культурного развития был прерван в кон. 20-х гг. Массовая депортация местного фин. населения, репрессии против нац. интеллигенции привели к полной ликвидации в 1937 школ на фин. яз. и запрещению его преподавания во всех уч. заведениях Ленинграда и области. На терр. Карелии решения Все-карельского съезда Советов (1921), спец. пост. ЦИК КАССР (1924), признавшие нецелесообразным создание лит. карел, яз., ввели финский в качестве языка преподавания и обучения местного населения Карелии. В 1925—30 кол-во школ с обучением на фин. яз. в республике выросло с 39 до 175 (в т. ч. 1 средняя, 9 неполных средних), более чем в 20 школах преподавание велось на двух языках (русском и финском). В нач. 1932 99% всех школьников карел, национальности обучалось на фин. яз. Грамотность карелов в возрасте 9—49 лет составляла 74%, вепсов - 80%, финнов - 97%. В фин. школах использовались учебники, переведённые с рус. яз. (исключение составляли ориг. авторские уч. пособия по родной речи, лит-ре и фин. яз.). В 1935 проводившаяся прежде языковая и образоват. политика сочтена ошибочной и радикально пересмотрена. С 1937 преподавание на фин. яз. в Карелии запрещено. Попытка преподавания всего шк. общеобразоват. курса на карел, яз. (1938—39) оказалась неудачной. Фин. яз. возвращён в культурную жизнь республики в 1940; воссозданы и фин. школы, однако к сер. 50-х гг. обучение в них переведено на рус. яз. В 1964 восстановлена единств, фин. школа в Петрозаводске. Преподавание фин. яз. как уч. предмета введено в Карелии в 1967. К сер. 90-х гг. оно охватывало св. 90 школ республики (св. 6 тыс. уч-ся), а также (с нач. 90-х гг.) неск. школ в Санкт-Петербурге и Ленингр. обл. Педагогов готовят Петрозаводский и Санкт-Петерб. ун-ты. Л. В. Суни. Цыгане (св. 152 тыс., в 1989), расселены по всей терр. Рос. Федерации более или менее компактными группами. Наибольшая их концентрация в Ставропольском и Краснодарском краях, Ростовской обл.; значительно цыганское население в Ленингр., Новгородской и Пензенской областях. На терр. Рос. гос-ва появились в 16—18 вв. из зап.-европ. стран, откуда изгонялись властями, часто под угрозой физич. уничтожения. Вели кочевой или полукочевой образ жизни. В 19 в. сформировались группы гор. цыган, осн. занятием к-рых стали хоровое пение и пляски; из этой среды вышли мн. известные деятели цыганской культуры. Для сел. цыган характерны занятия коновал ьством, кузнечным делом и др. ремёслами, торговлей лошадьми. Цыганский яз. во всех своих диалектах долгое время оставался бесписьменным. Цыгане в большинстве были неграмотными, хотя легко овладевали разговорным языком населения конкретной местности. Дети получали жизненные навыки в процессе стихийной социализации, к.-л. особых приёмов обучения и воспитания у цыган не существовало. Эти традиции сохранили устойчивость и в 20 в. В 1900 появился первый рус. самоучитель цыганского яз. (изд. Паткано-вым). В 20-х гг. сов. пр-во издало постановления о наделении цыган землёй для ведения с. х-ва; создавались цыганские артели и т. п. В ходе мероприятий по изменению жизни цыган по инициативе А. В. Луначарского создана (под руководством проф. М. В. Сергиевского) цыганская письменность на рус. графич. основе. Началось нормирование цыганского яз. на базе его севернорус. диалекта. С введением всеобуча открылись нач. школы с преподаванием на цыганском яз. в Москве (4 - в 1933), Смоленской, Ростовской и др. областях. В Крымской АССР создавались спец. уч. группы для татароязычных цыган. Были разработаны уч. пособия на родном языке (часть из них - переводы с русского) и словари. В 1938 издан фундам. цыганско-рус. словарь (сост. Сергиевский и А. П. Баранни-ков) под ред. Н. А. Панкова. В 1931—38 действовал цыганский педтехникум в Москве (первый выпуск учителей - в 1935). В 1938 преподавание цыганского яз. прекращено. Мн. цыганские семьи подверглись репрессиям и высылке в Сибирь. В 1956 принят указ През. ВС СССР о приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством, на практике приведший к адм. преследованиям по нац. признаку. Следствием такой политики стали уклонение Значит. части цыган от обучения детей в гос. школах, низкий образоват. уровень цыганского населения. В 50—60-х гг. возобновилось издание цыганской худож. лит-ры и словарей, но попытки возродить школу на родном языке для цыганских детей носили локальный характер, оставаясь инициативой отд. энтузиастов. Уч.-метод. база обучения не была восстановлена. К нач. 90-х гг. большинство цыган - горожане, но для них характерна частая смена места жительства. В подобных условиях цыганские дети, как правило, не завершают базового курса общеобразоват. школы. Преподавание родного языка, лит-ры, истории цыган, к-рое могло бы послужить дополнит, стимулом к обучению, чаще всего ведётся на факультативной основе. Такой опыт имеется в ряде городов, прежде всего в Москве, Ростове-на-Дону и др. Применяются авторские методики, к-рые разрабатываются с учётом рекомендаций комиссий по языку и образованию Всемирного союза цыган (Россия - член союза с 1991). В создании учебников принимают участие деятели цыганской культуры. Л. Н. Гончаров.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|