Шкала измерения потребностно-мотивационного профиля референтности группы

(МПРГ). Ю. М. Орлов, Н. Д. Творогова. Шкала МПРГ предназначена для определения меры возможностей тех или иных групп в удовлетворении потребностей личности. Поскольку в социальной психологии значимость для личности группы конкретизируется в понятии «референтность», то в методике речь идет о потребностно-мотивационном профиле референтности. Психол. структура референтности рассматривается в контексте тех потребностей, техника удовлетворения к-рых, вплетена в характер межличностного взаимодействия, осуществляющегося в конкретной группе. В эмпирических исследованиях возникает задача исследовать общую структуру референтности групп, в к-рые включена личность. Структура референтности выявляется путем исследования выбора респондентом группы в соответствии с опр. критерием, лежащим в основе референтных отношений. Значимость референтности конкретной группы выражается в ожиданиях удовлетворения в ней опр. потребностей субъекта. В референтном профиле, как правило, представлена не одна, а неск. потребностей, т. к. в группе человек удовлетворяет многие свои потребности. Для каждой группы характерна своя опр. иерархия потребностей, к-рые в ней удовлетворяются. Шкала МПРГ позволяет выделять 3 группы референтного отношения: 1) Защиты и безопасности - в основе этого отношения лежат такие потребности личности, как потребности в избегании неудачи, сохранения положения в группе, статуса, потребности в помощи, защите, снижении напряжения и тревоги и др.; 2) Роста, развития - в основе отношения лежат потребности в достижениях, повышении своего статуса, престижа, авторитета, потребности в самореализации, развитии своих способностей и др.; 3) Удовлетворенности, радости - в основе отношения удовлетворение преим. потребностей в хорошем самочувствии, настроении, любви, удовлетворение разл. рода гедонистических ожиданий субъекта. В связи с выделением 3 видов референтных отношений профиль референтных отношений личности описывается как трехэлементный. Выделение 3 групп референтных отношений не исключает выделения показателей, характеризующих потребностно-мотивационное значение референтного отношения внутри каждого из 3 отношений. Так, референтное отношение «роста» может быть связано с потребностью в достижениях, с потребностью повышения формального статуса, потребности в престиже, потребности в доминировании и др. При разработке методики составлен список групп, удобный для ответов респондентов. Поскольку методика отрабатывалась на студентах ММА им. И. М. Сеченова, выделены были след. группы: а) студенческая учебная группа, в к-рой учится респондент; б) др. студенческая группа данного вуза; в) формальная группа в своем ин-те (СНО, спорт. команда, ансамбль художественной самодеятельности и др.); г) группа вне ин-та; д) родительская семья; е) родстренники вне родительской семьи; ж) собственная семья; и) ни одна из указанных групп. Потребностно-мотивационный профиль референтности группы может служить основанием для построения типологии студенчес кого социума. Каждой последовательно выбираемой группе студент ставил соответственно 3 значения переменных, каждая из к-рых принимала одно из 3 значений (низкое, среднее, высокое). Лит.: Творогова Н. Д. Новый подход к типологии студенческого социума // Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы. М., 1993. Н. Д. Творогова

Просмотров: 1616
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • Внутри группы
  • ВРЕМЯ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
  • Деятельностное опосредствование межличностных отношений в группе: теория А. В. Петровского
  • ИДЕОЛОГИЯ БОЛЬШОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ
  • Иерархия потребностей
  • Иерархия потребностей
  • Иерархия потребностей
  • ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ
  • Иерархия потребностей
  • Иерархия потребностей
  • Иерархия потребностей А. Маслоу
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • метод исследования личности на основе составления таблиц распределения
  • Методика определения ценностно-ориентационного единства группы
  • ПОТРЕБНОСТЕЙ ИЕРАРХИЯ
  • ПОТРЕБНОСТЕЙ, ИЕРАРХИЯ
  • ПОТРЕБНОСТИ
  • Потребности
  • Потребности
  • ПОТРЕБНОСТИ
  • Потребности
  • ПОТРЕБНОСТИ
  • Потребности
  • Правило, основанное на потребности
  • ПСИХОГЕННЫЕ МОТИВЫ (или ПОТРЕБНОСТИ)
  • Референтных отношений объект
  • СТРУКТУРА ГРУППЫ
  • Структура группы
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории
  • Эффект само-референтности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь