КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

- один из принципов методологии применения математич. методов в социологии. Можно выделить два направления комплексного использования методов. последовательное (использование разных методов на разных этапах исследования) и параллельное (применение различн. методов одновременно, на одном и том же этапе). Потребность в последовательном использовании методов может вызываться следующими причинами: социологич. задачи сложны, направленные на их решение исследования многоэтапны, и на каждом этапе может использовать свой математич. метод (на этапе построения борки, при подготовке инструментария исследования при построении индексов, при изучении связей признаков и т. д.); при проверке условий применимости одного метода часто бывает возможным использование др. метода; то же можно сказать об этапе интерпретации рез-тов применения математич. метода. Необходимость параллельного применения зных методов также может вызываться раз-шми причинами: такой подход дает возможность сравнения моделей (предполагаемых каждым методом) с т.зр. их адекватности содержанию решаемой задачи; при совпадении рез-тов применения разных методов исследователь приобретает большую уверенность в том, что каждая построенная модель действительно в определенной степени отражает реальность; при различии рез-тов, полученных разными методами, исследователь получает возможность более глубоко проанализировать соотношение реальности и ее формальных моделей с целью корректировки последних; одновременное использование нескольких методов может способствовать преодолению узости, односторонности каждого из них; при использовании алгоритмов, позволяющих рассмотреть изучаемое явление с разных сторон, исследователь получает возможность более тщательно изучить действительность. Естественно, что разрабатывать подходы к комплексному использованию методов можно только на основе их сравнительного анализа, что должно базироваться на глубоком изучении каждого из них. Глубина эта в первую очередь должна проявляться в выделении "точек соприкосновения" социолога и математика (см. Гипотеза в процессе применения математического метода), в процессе реализации метода, напр., в тщательном продумывании шагов интерпретации, в попытках глубже оценить, что дает каждый метод в ходе решения стоящей перед социологом задачи. Др. условием, обеспечивающим возможность комплексного использования методов для решения задач того или иного класса, является выделение соответствующих классов задач (хотя такое выделение - процесс с обратными связями: с одной стороны, класс задач определяет то, какими методами входящие в него задачи можно решить, с другой стороны, круг рассматриваемых методов ограничивает множество задач, которые с их помощью решаются). См. также Анализ документов. Лит.: Типология и классификация в социологических исследованиях. М., 1982; Комплексное применение математических анализов методов в социологии. М., 1983; Интерпретация и анализ данных  в социологических исследованиях. М., 1987; Толстова Ю. Н. Логика математического анализа социологических данных. М., 1991. Ю.Н. Телешова

Просмотров: 1532
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • АДЕКВАТНОСТЬ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА
  • Адекватность математического метода
  • БЛОЧНОГО МЕТОДА, ТЕСТ
  • ГИПОТЕЗА В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА
  • ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Задачи исследования
  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФОРМАЛИЗМА
  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА
  • Классификация методов воспитания
  • Классификация методов обучения
  • МЕТОДОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
  • Методология применения математических методов в социологии
  • Моделей использование (MODELING)
  • Обходные пути решения задачи
  • Общеобразовательный стандарт в области применения ИКТ в процессе изучения конкретного общеобразовательного/учебного предмета или предметной области
  • ПРОТИВ МЕТОДА
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
  • РАЦИОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
  • РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
  • Распределенное изучение возможностей применения средств ИКТ в процессе освоения конкретной предметной области
  • Рациональное решение задач
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СИСТЕМА МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
  • СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
  • Стандартизация в области применения ИКТ в процессе изучения общеобразовательных предметов
  • Страхи людей на разных этапах жизни
  • Схоластический метод анализа философских проблем. Понятие схоластического метода
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь