АНКЕТИРОВАНИЕ ГРУППОВОЕ

- методич. и организационная разновидность письменного опроса (анкетирования), состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении (аудитории) в соответствии с правилами выбороч. процедуры. Эта разновидность анкетирования обозначается также терминами "групповой опрос", "аудиторный опрос". А.г. проводится анкетерами в соответствии с требованиями, предусмотренными "Инструкцией анкетера". Оно может проводиться по месту жительства респондентов, по месту работы по месту учебы, в целевых аудиториях (в кинотеатре, на выставке, в читательном зале библиотеки и т. п.). Наиболее популярной формой является групповое анкетирование по месту работы и учебы. Общими для всех разновидностей А.г. являются следующие условия. Требования к месту опроса: помещение должно быть изолировано от производственного шума и др. отвлекающих факторов (телефонные звонки, посторонние разговоры, появление посторонних лиц, представителей администрации); аудитория должна быть достаточно просторной, чтобы респонденты имели возможность обдумывать ответы и регистрировать их в анкете строго индивидуально, без ощущения, что рядом сидящий "заглядывает через плечо". Следует позаботиться и о том, чтобы все были обеспечены ручками или карандашами. При А.г. рекомендуется собирать заполненные анкеты в урну, что служит наглядной гарантией анонимности опроса (при условии, что анкеты не нумеруются до начала опроса). Требования к психологич. ситуации анкетирования обеспечиваются подготовкой анкетера, методич. качеством анкеты и состоянием респондента в момент опроса. Анкетер готовит помещение для опроса, проводит вводную беседу о теме, целях, значимости опроса, формируя у респондентов мотивацию на участие в опросе, рассказывает о правилах заполнения анкеты. Основой для вступительной беседы анкетера являются "Инструкция анкетера" и вводная часть в анкете, к-рую респондентам предстоит заполнять. Чем более детально и убедительно социолог разрабатывает эти документы, тем выше качество стандартизации ситуации опроса, тем увереннее и спокойнее чувствует себя анкетер, тем меньше возможности для отрицательного влияния анкетера на рез-ты группового опроса. При отсутствии письменной инструкции возрастает возможность произвольного принятия решений анкетером в случаях непредвиденных методич. вопросов и, следовательно, смещений получаемых эмпирич. данных. После вводной беседы респонденты приступают к заполнению анкеты, причем анкетер предупреждает о важности строго индивидуальных ответов на вопросы и недопустимости взаимных советов и обсуждений. В случае затруднений в процессе заполнения анкеты анкетер консультирует респондентов индивидуально. На этом этапе особенно велика роль методич. указаний о технике заполнения анкеты непосредственно в тексте вопросов (см. Анкета социологическая). Все случаи затруднений, потребовавшие индивидуальных консультаций, учитываются анкетером, чтобы в инструктаж для следующих групп опрашиваемых включить необходимые разъяснения. Величина группы опрашиваемых не должна превышать 10-20 чел., чтобы группа была обозрима и доступна для индивидуальных консультаций. Продолжительность заполнения анкеты не должна превышать 45 мин., учитывая утомляемость респондента, его производственные и личные планы, сложившиеся независимо от предполагаемого опроса. Чрезвычайно важно для сохранения психологич. комфорта при групповом опросе соблюдение методич. требований к языку, логике, графич. оформлению анкеты. Возникновение раздраженности, недоумений, настороженности по поводу содержания анкеты или ситуации опроса усиливается явлением суггестии (группового внушения), что способно резко снизить качество рез-тов опроса. Групповой опрос привлекает социологов возможностью обеспечить полный возврат анкет. Для контроля качества заполнения вопросников применяется процедура просмотра анкеты перед тем, как респондент опустит ее в урну. Этот прием в методич. отношении не бесспорный, поскольку если респондентом при заполнении были, напр., сознательно опущены острые вопросы, то возможно, что после требования анкетера респондент может дать недостоверный, формальный ответ. Аналогичным образом будет вести себя и респондент, поспешно заполнивший анкету. Исключение составляют вопросы "паспор-тички" - соц.-демографич. блока вопросов. Контроль полноты их заполнения необходим для последующего анализа категорий респондентов, не ответивших на содержательные вопросы анкеты. Данные о числе неответивших являются для социолога ценной информацией о методич. качестве анкеты, об отношении респондентов к теме опроса, об организационном уровне его проведения. Лит.: Воинова В.Д., Чернакова Н.Е. Организация группового опроса на промышленном предприятии//Социологич. исследования 1982. №1; Воинова В.Д., Чернакова Н.Е. Групповой опрос//Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. Социологический опрос. М., 1990; см. также лит. к ст. Опрос. О.М. Маслова

Просмотров: 1803
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • «ДЛЯ СЕБЯ»
  • «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
  • «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
  • Анкеты метод
  • Безопасные условия для человека
  • БИБЛИОТЕКИ для детей и юношества
  • Вопрос анкеты
  • ДЛЯ СЕБЯ
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • Знания, требуемые для социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами
  • ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ АНКЕТЕРА
  • Инструкция для интервьюера
  • КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • Личностные качества, необходимые для профессиональной социальной работы.
  • Метод опроса
  • метод опроса
  • Метод опроса
  • МЕТОД ОПРОСА В ЭТНОПСИХОЛОГИИ
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ В СИТУАЦИИ ОПРОСА
  • ПОЯВЛЕНИЕ РЕБЕНКА, МАЛОВЕСНОГО ДЛЯ ДАННОГО ГЕСТАЦИОННОГО ВОЗРАСТА
  • Программные продукты для прикладных социологических исследований
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Речь эгоцентрическая, или «речь для себя»
  • ТАМПОН ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ПОЛОСТИ
  • ТРЕБОВАНИЯ К КАДРОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
  • УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА (или СИСТЕМА)
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь