ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

организация воспитат. воздействий на детей и подростков в рамках их жилищно-бытовой микросреды с целью оптимизации положительных и нейтрализации отрицательных социальных факторов, влияющих на формирование личности.

Микросреде по месту жительства свойственны разновозрастный состав, широкие социальные связи, неформальный характер, добровольность выбора целей и ценностей, форм и видов деятельности. Вместе с тем эта микросреда отличается противоречивостью и стихийностью, что не исключает вероятность возникновения негативных асоциальных тенденций, нежелательных воздействий субкультуры, выдвижения неформальных лидеров криминальной ориентации. Это особенно опасно для детей из неблагополучных семей, социально и педагогически запущенных и потому легко попадающих под негативное влияние.

Место жительства объединяет взрослых и детей в их свободное время и создаёт условия для совм. общения и деятельности разных поколений, для воспитания детей взрослыми и для эффективного воздействия на самих взрослых.

Работа с детьми в микрорайоне обладает большими резервами в совершенствовании пед. и обществ. помощи семейному воспитанию.

По месту жительства складываются неформальные группы (в т. ч. и асоциальные), выдвигаются свои лидеры (как правило, не совпадающие с формальными). Недооценка воспитат. работы при организации досуга может привести к криминогенной ситуации в микрорайоне, правонарушениям и преступности несовершеннолетних.

Осн. направления В. р. по м. ж.: создание условий, благоприятных для развития личности и самовоспитания, организация воспитывающей среды (т.е. обеспечение нормального психол. климата для всех детей и подростков); профилактика отклоняющегося поведения, безнадзорности, правонарушений и преступности, обеспечение социальной помощи и защиты детей.

В воспитании по месту жительства участвуют семья, школа и др. уч. заведения, дет. дошкольные, внешкольные, культ.-просвет., спорт.-оздоровительные и др. учреждения, правоохранит. органы, общественность. В Рос. Федерации до кон. 80-х гг. в воспитат. работе во внеуч. время школьников осн. организац. и координац. функции были возложены на пед. коллективы школ. Система обществ. воспитания призвана освободить школу от несвойственной ей деятельности и направить усилия учителей на выработку общих пед. задач и методов.

В совр. практике складывается взаимодействие школы и др. воспитат. институтов микрорайона, объединяющихся в терр. культурно-воспитат. центры, комплексы и т. п.

Организация В. р. по м. ж. имеет много общего с внешкольной работой. Формально регламентированной деятельности и стабильному кругу общения в школе и подобных ей воспитат. институтах противостоит стихийная среда деятельности и общения по месту жительства. Активность детей и подростков в этих условиях может определяться разнообразными мотивами, среди к-рых не исключены и асоциальные. Поэтому гл. задача обществ. воспитания состоит в организации неформальной деятельности т. о., чтобы нежелательные мотивы были вытеснены общественно ценными. В этих целях создаются разнообразные любительские клубные объединения по интересам, спорт, и игровые площадки, проводится шефская работа. К новым формам воспитат. работы в жилом массиве относится организация продлённого дня клубного и домашнего типа (вне стен школы), а также дет. сады для дошкольников на дому, минишколы, группы кратковрем. пребывания и т. п.

Деятельность и общение детей и взрослых по месту жительства имеет ев »и психол.-пед. особенности, в значительной степени обусловленные необходимостью преодоления родителями, воспитателями противоречий между своими пед. установками и ценностями, сложившимися в дет. и молодёжных группах.

Работа по месту жительства направлена на изучение личности во взаимодействии со средой.

Со 2-й пол. 80-х гг. идёт процесс создания коллектива обществ. воспитателей: актив творческих союзов, добровольных обществ. трудовых коллективов, инициативные советы населения, дет. и юношеские обществ. орг-ции, отд. воспитатели-общественники. Возникла новая категория пед. работников — социальные педагоги, организующие помощь семье, досуг детей и взрослых, работающие с трудновоспитуемыми подростками и т. п. Отношения воспитателя-общественника и воспитанника, как правило, неформальны, демократичны, основаны на заинтересованности в судьбе детей, добровольности, взаимном доверии. Они способствуют доброжелательной атмосфере, создают у ребёнка чувство защищённости и внутр. спокойствия.

Лит.: М у д P и к А. В., Роль социального окружения в формировании личности подростка. М., 1979; Вульфов Б. 3., Семенов В. Д., Школа и социальная среда: взаимодействие, Ми981; Место жительства-место воспитания, М., 1985; Новикова Л. И., Школа и среда, М., 1985; Бочарова В. Г., Плоткин M. M., Школьник в микрорайоне, Ми986; Бюллетень ВНИК «Школа — микрорайон», в. 1, М., 1989. В. Г. Бочарова.

 

Просмотров: 3356
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
  • БИБЛИОТЕКИ для детей и юношества
  • Векслера шкала интеллекта для детей
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • КИНО для детей и юношества
  • ЛИТЕРАТУРА для детей и юношества
  • МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА ГРАЖДАНИНА
  • МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА ГРАЖДАНИНА
  • МУЗЫКА для детей
  • МУЗЫКА для детей
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей
  • МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • ПЕРИОДИКА для детей и юношества
  • ПОЛНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • постоянно проживающиЕ жильцы, зарегистрированные по месту жительства
  • Постоянное место жительства
  • СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии
  • ТЕАТР для детей и юношества
  • Тест для грудных детей
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • Формы организации образовательной деятельности детей
  • ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
  • ЯСЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь