НАУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

(scientific management) — совокупность принципов управления рабочими местами, вызывающая отделение умственного труда от ручного, подразделение задач, деквалификацию, строгий контроль над рабочей силой и поощрительные выплаты заработной платы. Родина научного управления — США 1890-х гг. Его главный вдохновитель — Ф.У. Тейлор, отчего "тейлоризм" и "научное управление"  часто используются как взаимозаменяемые термины. Тейлор получил инженерное образование. Его принципы менеджмента основаны на том, что рабочий проект можно объективно измерить, процесс труда  разбить на составные части как различные "физические движения", точно рассчитав (путем изучения времени и движения) реорганизацию рабочих мест с целью наиболее эффективной отдачи для повышения производительности. В этом смысле управление скорее "научное", чем интуитивное. Оно выявляет законы, руководящие трудовой деятельностью и составляющие основу совокупности универсальных принципов "наилучшего способа" организации труда. Философия Тейлора покоилась на идеях классической политэкономии и психологии, которые предполагали, что индивидуумы по природе ленивы и восприимчивы к работе. Каждого следует оплачивать в соответствии с его усилиями и экономически поощрять. С внедрением научного управления профсоюзы должны устареть, кооперация на рабочих местах обеспечится применением научных принципов, а каждый рабочий станет преследовать индивидуальные интересы. Научное управление направлено на: (а) Фрагментацию труда на простые, обычные действия; (б) стандартизацию каждого действия для устранения простоев; (в) отделение замысла от выполнения посредством передачи менеджерам проектирования и контролирования работы. Принципы Тейлора прежде всего направлены на рабочее место,  но его методы также подразумевали функциональное разделение менеджмента, включая отделение от собственников. Разработанная ранними сторонниками науки управления теория заключалась в определении вертикалей полномочий и промежутков управления (см. также Теория организации). Идеи Тейлора явились развитием подходов начала XIX в. к фабричной организации и механизации, особенно работ Эндрю Ура и Чарльза Баббаджа. В "Принципе Баббаджа" (1832) утверждалось: задачи, требующие квалификации, нужно разбить на компоненты и различные неквалифицированные задачи, что позволяет оплачивать каждую операцию по наиболее низкому разряду, а рабочим - исполнять только действия, соразмерные с мастерством и обучением. Социологический анализ научного управления концентрировался на двух проблемах: на его значении как идеологии, узаконивающей контроль менеджмента, и на степени, в которой оно применялось на практике в капиталистических обществах на различных стадиях развития. Как идеология оно пользуется все большим влиянием на организацию труда и идею менеджеров, несмотря на оппозицию со стороны и профсоюзов, и предпринимателей. Ведь данный подход явно расходится с предшествующим предпринимательским отношением патернализма и благоденствия, что служило мишенью для критики последователей Школы человеческих отношений к управлению, отвергавшей индивидуалистские, материальные предположения о мотивации человека и защищавшей разнообразие задач, рабочие группы и самореализацию через труд. В последнее время споры в социологии сосредоточились на важности тейлоризма как основы управления при капитализме (см. Процесс труда). Ясно, что научные принципы менеджмента никогда полностью не осуществлялись на практике. Противодействие рабочих и необходимость предпринимателей обеспечивать и согласие рабочих, и гибкость в организации труда означали отказ или изменение многих из оригинальных принципов Тейлора (см. Фордизм и постфордизм). Однако отдельные элементы, особенно деквалификация, были и все еще остаются широко применяемыми в производстве, а также в конторах (см. Технология; Мастерство). Научное управление получило влияние даже в социалистических обществах через работы Ленина и Грамши, но отделено от капиталистической идеологии, которая его подкрепляла.

Просмотров: 764
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.




Другие новости по теме:

  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Диагностика оценки удовлетворенности и привлекательности труда в организации. В. М. Снетков
  • ДИРЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, КОМАНДНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
  • ЗАДАЧИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ
  • Задачи психологии труда
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • НАУКА УПРАВЛЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Научное управление
  • НАУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
  • Недостатки в организации процесса труда
  • ОЦЕНКА НАУЧНОГО ТРУДА
  • Оценка научного труда
  • Оценка труда работника (для установления заработной платы)
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Процесс управления (MANAGEMENT PROCESS)
  • РАЗДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО ТРУДА
  • Стиль управления педагогическим коллективом подразделения (части)
  • ТЕОРИЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • ТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ТРУДА
  • УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
  • УПРАВЛЕНИЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕМ, ТЕОРИЯ
  • УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Формы организации труда
  • Функциональное разделение труда
  • ХАРАКТЕР ТРУДА и СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА
  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ВЗРОСЛЫХ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь