ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

- Совершаясь гл. обр. в процессе общественного труда, Т. в. в той или иной форме существовало во всех общественно-экономических формациях, однако имело свои особенности, обусловленные характером социально-экономических отношений об-ва. «...Всемирная история есть не что иное, как порождение человека человеческим трудом...» (Маркс К-, Энгельс Ф., т. 42, с. 126). При родовом строе трудовые обязанности людей диктовались нуждой и жестокой борьбой с природой. Поэтому участие каждого члена рода в трудовом процессе было необходимостью. В рабовладельческой и феодальной формациях физический труд был уделом рабов и крестьян, а умственный труд - привилегией эксплуататоров. Поэтому Т. в. здесь имело односторонний характер. Система общественных отношений и господствующая мораль были в конечном счете направлены на воспитание у трудящихся покорности эксплуататорам, на внушение им, что их удел - нести бремя труда, Только с возникновением капитализма стали высказываться идеи о необходимости единого Т. в. всех членов об-ва (Т. Мор., Т. Кампа-нелла, Руссо, И. Певталоцци, Я. А. Коменский, Локк, К. Д. Ушин-ский, Сен-Симон, Фурье, Оуэн и др.). Но, рассматривая труд вне связи с конкретными условиями его осуществления, домарксовские мыслители не могли до конца раскрыть роль и сущность Т. в. в развитии личности. Классики марксизма-ленинизма впервые показали действительную роль труда в формировании моральных качеств личности. Они указывали на необходимость соединения обучения с производительным трудом. В. И. Ленин писал, что у людей, не прошедших закаляющую школу труда, появляются разгильдяйство, небрежность, нервная торопливость, склонность заменять дело дискуссией и т. д. В социалистическом об-ве Т. в. есть часть общего процесса коммунистического воспитания трудящихся и направлено на формирование коммунистического отношения к труду и общественному производству, к социалистической собственности. Т. в. призвано сочетать воспитательное значение труда с мероприятиями, обеспечивающими приобретение или пополнение общеобразовательных знаний и профессиональных навыков. Оно представляет собой единый процесс с умственным и нравственным воспитанием (Комплексный подход к воспитанию) и включает следующие моменты: привитие с детских лет трудовых навыков, привычки к труду, трудолюбия, уважения к трудящемуся человеку. и результатам его труда, презрения к тунеядцам и лентяям; воспнта-, ние чувства ответственности за общее дело,  коллективизма, сознания общественного долга, сознательного отношения к трудовой дисциплине, неприятие и искоренение частнособственнической психологии, эгоизма, индивидуализма; развитие моральных стимулов к труду, чтобы из обязанности труд постепенно превращался в жизненную потребность людей; формирование отношения к труду как к творчеству. В СССР Т. в. осуществляется во всех учебно-воспитательных учреждениях народного образования па основе принципа соединения обучения с производительным трудом, а также непосредственно на производстве, где гл. его методами являются воспитание на живых примерах, пропаганда опыта передовиков, наставничество, систематическое повышение квалификации работников.

Просмотров: 881
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г.




Другие новости по теме:

  • “РОЛЬ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЕЗЬЯНЫ В ЧЕЛОВЕКА”
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Вовлечение в процесс труда
  • Воспитание в широком смысле есть процесс
  • Задачи психологии труда
  • Изменения в процессе труда
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • Недостатки в организации процесса труда
  • ОБЩЕСТВЕННО НЕОБХОДИМЫЕ ЗАТРАТЫ ТРУДА
  • Объект психологии труда
  • Обязанности субъекта труда
  • ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ
  • ОПЛАТЫ ТРУДА СИСТЕМА
  • Предмет психологии труда
  • Профессиональное общение в психологии труда
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • ПРОЦЕСС ТРУДА
  • Процесс труда
  • СВЯЗЬ ОБУЧЕНИЯ И ТРУДА, СВЯЗЬ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
  • ТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ТРУДА
  • ТРУД УМСТВЕННЫЙ И ФИЗИЧЕСКИЙ
  • ТРУДА ХАРАКТЕР
  • ТРУДА ХАРАКТЕР ДВОЙСТВЕННЫЙ
  • УМСТВЕННЫЙ И ФИЗИЧЕСКИЙ ТРУД
  • Формирование характера и пути его воспитания
  • Характер труда
  • ХАРАКТЕР ТРУДА
  • Характер труда
  • Характер труда
  • ХАРАКТЕР ТРУДА и СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь