|
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ- Совершаясь гл. обр. в процессе общественного труда, Т. в. в той или иной форме существовало во всех общественно-экономических формациях, однако имело свои особенности, обусловленные характером социально-экономических отношений об-ва. «...Всемирная история есть не что иное, как порождение человека человеческим трудом...» (Маркс К-, Энгельс Ф., т. 42, с. 126). При родовом строе трудовые обязанности людей диктовались нуждой и жестокой борьбой с природой. Поэтому участие каждого члена рода в трудовом процессе было необходимостью. В рабовладельческой и феодальной формациях физический труд был уделом рабов и крестьян, а умственный труд - привилегией эксплуататоров. Поэтому Т. в. здесь имело односторонний характер. Система общественных отношений и господствующая мораль были в конечном счете направлены на воспитание у трудящихся покорности эксплуататорам, на внушение им, что их удел - нести бремя труда, Только с возникновением капитализма стали высказываться идеи о необходимости единого Т. в. всех членов об-ва (Т. Мор., Т. Кампа-нелла, Руссо, И. Певталоцци, Я. А. Коменский, Локк, К. Д. Ушин-ский, Сен-Симон, Фурье, Оуэн и др.). Но, рассматривая труд вне связи с конкретными условиями его осуществления, домарксовские мыслители не могли до конца раскрыть роль и сущность Т. в. в развитии личности. Классики марксизма-ленинизма впервые показали действительную роль труда в формировании моральных качеств личности. Они указывали на необходимость соединения обучения с производительным трудом. В. И. Ленин писал, что у людей, не прошедших закаляющую школу труда, появляются разгильдяйство, небрежность, нервная торопливость, склонность заменять дело дискуссией и т. д. В социалистическом об-ве Т. в. есть часть общего процесса коммунистического воспитания трудящихся и направлено на формирование коммунистического отношения к труду и общественному производству, к социалистической собственности. Т. в. призвано сочетать воспитательное значение труда с мероприятиями, обеспечивающими приобретение или пополнение общеобразовательных знаний и профессиональных навыков. Оно представляет собой единый процесс с умственным и нравственным воспитанием (Комплексный подход к воспитанию) и включает следующие моменты: привитие с детских лет трудовых навыков, привычки к труду, трудолюбия, уважения к трудящемуся человеку. и результатам его труда, презрения к тунеядцам и лентяям; воспнта-, ние чувства ответственности за общее дело, коллективизма, сознания общественного долга, сознательного отношения к трудовой дисциплине, неприятие и искоренение частнособственнической психологии, эгоизма, индивидуализма; развитие моральных стимулов к труду, чтобы из обязанности труд постепенно превращался в жизненную потребность людей; формирование отношения к труду как к творчеству. В СССР Т. в. осуществляется во всех учебно-воспитательных учреждениях народного образования па основе принципа соединения обучения с производительным трудом, а также непосредственно на производстве, где гл. его методами являются воспитание на живых примерах, пропаганда опыта передовиков, наставничество, систематическое повышение квалификации работников.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|