|
САМОВОСПИТАНИЕ- одна из составных частей самоконтроля личности. Состоит в том, что человек целенаправленно развивает в себе способность моральной деятельности, формирует свое нравственное сознание, совершенствует положительные качества и преодолевает отрицательные. Формы и методы С. - это самоубеждение, самокритика, самопринужден не, самоограничение. К. Маркс указывает, что, в отличие от животного, к-рое «не отличает себя от своей жизнедеятельности», действует сообразно со своей естественной природой, человек «делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания» (т. 42, с. 93), т. е. формирует и совершенствует свою личность в соответствии со своим представлением о сущности и назначении человека. Проблема С. была поставлена этикой еще в древности. Но она понималась, как правило, индивидуалистически, как самосовершенствование личности ради нее самой, как цель нравственного развития индивида в отличие от служения его об-ву. В деонтологическом интуитивизме, напр., обязанность самосовершенствования трактуется как самостоятельная, не связанная с к.-л. «утилитарными» (общественными) потребностями. Однако конкретные задачи этого самосовершенствования на деле понимались по-разному, в зависимости от представления о нравственном идеале, в к-ром всегда выражались определенные классовые и общественные интересы. В противоположность буржуазному пониманию С., К. Маркс показал его общественное значение: «...мое собственное бытие есть общественная деятельность; а потому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо» (там же, с. 118). По мере повышения сознательности людей (как в процессе индивидуального развития каждого отдельного человека, так и в ходе развития общественной активности масс трудящихся) личность становится не только объектом, но и во все большей мере субъектом воспитания. Особенно большое значение С. приобретает в социалистическом об-ве, где неизмеримо возрастает роль самостоятельного регулирования личностью своей моральной деятельности, где С. масс постепенно становится формой общественного процесса нравственного воспитания. Способность С., сознательного и творческого усвоения принципов коммунистической нравственности, умение целенаправленно формировать свою личность на основе анализа своих действий и постановки жизненных целей являются одними из осн. показателей степени коммунистической сознательности человека.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|