Учет своей личности

Особенности говорящего – далеко не самый второстепенный момент речевой ситуации. Говорящий, производитель речевого акта всегда должен осознавать себя частью речевой ситуации – как соотносится его собственная личность со всеми ее особенностями, оценками в глазах общества и данного конкретного собеседника с остальными компонентами ситуации, особенно с содержанием речи и личностями собеседников.

Если вы начальник и говорите подчиненному о том, что нужно повысить трудовую дисциплину (не опаздывать на работу, не уходить домой до окончания рабочего дня и т. п.), то ваша речь будет вполне адекватна вашей личности, ее статусу. Но если вы рядовой служащий, тем более молоды, и будете говорить то же самое вашим коллегам, то это будет нарушением лингвопрагматических правил. А можно ли студенту вступить в серьезную научную полемику с пожилым профессором? Можно, но только очень тактично. Человеку, который знает о том, что его не уважают в коллективе за какие-то сомнительные дела, не следует выступать на собрании с патетической речью, игнорируя свою репутацию: выступление его должно быть скромным. Мальчику не пристало вмешиваться в разговор взрослых о политике, рассказывать мужчинам анекдот. Любой человек не должен вступать в спор по вопросу, в котором он не компетентен, тем более в спор с профессионалами.

В связи с личностью говорящего находится вопрос о том, кто может и как должен начинать коммуникативный акт (инициация речи). Его легче и, вероятно, естественнее начать вышестоящему, чем нижестоящему (в ситуации на работе), мужчине, чем женщине (в ситуации на улице при уточнении адреса), более заинтересованному в деле предпринимателю, чем менее заинтересованному. Инициатива разговора, исходящая от личности определенного типа, может не понравиться лицу другого определенного типа, к кому обращаются, и инициатор речи всегда должен продумывать этот вопрос до начала разговора: насколько он будет перспективен, результативен, как он, инициатор речи, будет выглядеть в глазах собеседника, что предпринять, чтобы отвести какие-то негативные моменты.

Вышестоящий не должен в погоне за популярностью использовать неприличные, жаргонные слова, даже вообще сниженные слова, нелитературные варианты слов (покеда и т. п.). Это роняет его в глазах подчиненных, внушает мысль, что он недостаточно культурен, образован. Нужно соблюдать принятый речевой декорум. Даже если он бывший простой рабочий и т. п., он не должен подчеркивать это своим стилем речи, «эксплуатируя» свое рабочее, крестьянское прошлое. Так, М. Горбачев, вероятно, сознательно произносил начать, как это делается в южных областях России вместо начать.

Вступая в общение, особенно с новыми коммуникантами, необходимо позаботиться о своем внешнем виде, так как это тоже немаловажный фактор успешности – неуспешности общения: в норме гораздо лучше реагируют на речь, ее содержание внешне привлекательного человека, чем на отвращающего или не удовлетворяющего своим видом.

Рассматривая себя как компонент речевой ситуации, нужно постараться устранить любое проявление надменности, чванства со своей стороны, так как это чаще всего ведет к коммуникативным неуспехам, к меньшей эффективности общения: возникшее в ответ у собеседника презрение, возмущение может помешать выполнению договоренности. Боязнь быть объектом вашей надменности помешает кому-то обратиться к вам с выгодным для вас деловым предложением. Надменного человека вообще будут избегать в определенных случаях.

Просмотров: 1414
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Автор как переводчик себя
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • Дифференциальные эмоции как затрудняющий фактор общения
  • Должен
  • Игра как форма общения
  • Игрушка как средство общения
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ, ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • Перевод как речевой акт
  • ПЕТЬ НУЖНО ТАК
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА КАК ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ
  • Соответствие личности и ситуации
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Учет ситуации общения
  • Фрейм -«как если бы»
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
  • Человек — это звучит гордо
  • Это
  • ЭТО (ИТ)
  • Это (Ит)
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь