БУДДИЗМ

- одна из 3 мир. религий, зародившаяся в Индии в сер. 1-го тыс. до н. э. и впоследствии распространившаяся в странах Юго-Вост. и Центр. Азии, а также Дальн. Востока. Последователи Б. считают, что он явился результатом проповеди Будды Шакья-Муни. В действительности его появление было вызвано важными изменениями в инд. об-ве: разрушением родо-племен. связей и порядков, усилением клас. гнета и появлением крупных рабовлад. гос-в. Прежние племен, религии перестали отвечать новым обществ. условиям. Из множества религ. групп, отошедших от брахманизма и предлагавших свои пути религ. спасения в 3 в. до н. э., при энергичной поддержке светской власти (императора Ашоки) складывается более или менее единая будд. орг-ция (монашеская община -сангха) и догматика. Б. учит, что всякое бытие, любая жизнь во всех ее проявлениях и формах есть зло, несущее страдания всему существующему. Причина зла и страданий — привязанность человека и др. живых существ к воспринимаемому нашими чувствами (а на самом деле иллюзорному) миру перерождений (сансара). Любое человеч. чувство, страсть, желание лишь усугубляют страдания, приводя к новым, еще более ужасным перерождениям. Чтобы вырваться из «круговорота бытия», необходимо преодолеть неведение, познать сущность мира, отказаться от жажды жизни, от стремления к жизнен, наслаждениям, к власти, к богатству, понять изменчивость и преходящий характер всего земного -лишь так можно вступить на «путь спасения». «Благородный восьмиричный путь спасения» -это праведная жизнь, суть к-рой в постепенном преодолении в себе всякой жажды бытия, всяких привязанностей, путь полной отрешенности, в к-рой нет уже места даже радости от перспективы близкого спасения. Само спасение состоит в переходе из санса-ры в нирвану, в небытие. В раннем Б. на такое спасение мог рассчитывать лишь монах-отшельник. Мирянин мог надеяться только на лучшее перерождение, если он будет щедро жертвовать монахам и соблюдать 5 моральных требо--ваний (панча-шила): воздержание от нанесения зла, от лжи, кражи, чувственных излишеств и алкоголя. Учение Б. было выгодно господств. классам, т. к. объясняло все земное зло, в т. ч. и эксплуатацию, виной самого страдающего, якобы создавшего себе в прежних перерождениях такую судьбу (карму) , и выдвигало кротость и смирение в число гл. добродетелей, несущих избавление от страданий земного бытия. Значит, расцвета в Индии Б. достиг в Кушанском царстве (первые века н. э.), после чего его влияние падает, уступив место индуизму, и к 12 в. он почти исчезает из Индии, получая широкое распространение за ее пределами. Внутри Б. всегда велась борьба мн. сект и направлений. Наиболее др. формой Б. считают хинаяну. Др. направлением инд. Б. стал тантризм, или ваджраяна. За пределами Индии Б. распространился гл. обр. в форме махаяны. В Тибете в 14—16 вв. сложился ламаизм. В форме шнъ- Б., возникшего в 5 в. в Китае, он получил в сер. 20 в. популярность в бурж. странах Запада. В последние десятилетия возн. ряд направлений необуддизма и метабуд-дизма. В наст. вр. будд. орг-ции в странах Азии играют самую различную соц. роль. Нек-рые из них активно участвуют в борьбе за нац. независимость, против колониализма и неоколониализма. Создан ряд международ, будд. орг-ций.

Просмотров: 755
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.




Другие новости по теме:

  • Cетевой информационный центр стран Азии и Тихоокеанского региона
  • АРМИЯ СПАСЕНИЯ
  • Армия спасения
  • БЛАГОРОДНЫЙ ВОСЬМИСТАДИЙНЫЙ ПУТЬ
  • БУДДИЗМ В ИНДИИ
  • БУДДИЗМ В СРЕДНЕЙ АЗИИ
  • Благородный восьмеричный путь
  • ВОСЬМЕРИЧНЫЙ (БЛАГОРОДНЫЙ) ПУТЬ
  • ВОСЬМЕРИЧНЫЙ (БЛАГОРОДНЫЙ) ПУТЬ, срединный путь (маджджхима-патипада)
  • Виды бытия
  • Жак Маритен:Жизнь и сочинения. Антиномии бытия и свободы человеческой личности
  • Жизнь после жизни
  • Культура Древней Индии
  • М. Хайдеггер:Проблема метафизики (после Бытия и времени)
  • МАХАЯНА (широкий путь спасения)
  • ПЯТЬ БУДД
  • Познание бытия
  • Прекрасное есть жизнь
  • Рождение философии в Индии, Китае и Исламе
  • СМЫСЛ БЫТИЯ
  • СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (в странах Зап. Европы)
  • Совпадение ценностных и познавательных ориентиров человеческого бытия в средние века
  • Спасения детей философия
  • Типы философствования в философской традиции Индии, Китая и Ислама
  • Три свойства бытия
  • ФИЛОСОФИЯ В ИНДИИ
  • ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА В Индии
  • Философские традиции Индии, Китая и мира Ислама
  • Философское понимание начала в Индии, Китае и Исламе
  • Центр «страдания»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь