|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.
НЕОМАРКСИЗМ- совокупное обозначение для марксистски ориентированных философских течений, критически настроенных по отношению к догматическому марксизму, служившему официальной идеологией в странах бывшего социалистического блока. В рамках Н. можно выделить два основных противостоящих друг другу направления: "диалектико-гуманистическое" и "сциентистское". Основополагающими для первого направления считаются работы Лукача, Карла Корша, Грамши. Выступая против объективистско-натуралистической тенденции истолкования диалектического и исторического материализма, это направление стремилось поставить в центр философствования человека как субъекта исторического действия. Философия целиком ориентируется на общество, тогда как природа рассматривается сквозь призму познавательного и практического отношения к ней человека. Многие представители данного направления апеллируют к ранним работам Маркса, прежде всего к "Экономическо-философским рукописям 1844 года", в которых исследуется проблема отчуждения. В то же время Н. часто использует элементы иных философских концепций, что создает в рамках "диалектико-гуманистического" направления спектр различных течений. Среди них можно выделить следующие. а) Франкфуртская школа, выступающая одновременно как критическая теория общества и опирающаяся на неогегельянский вариант диалектики - "негативную диалектику". Наиболее интенсивно апеллируют к марксизму Беньямин, А. Шмидт, О. Негт, Хабермас. б) Фрейдомарксизм, зародившийся в 20-е и получивший широкое распространение в 60-е и 70-е годы. Фрейдомарксизм является попыткой синтеза личностной проблематики фрейдизма или неофрейдизма с социальной проблематикой марксизма. Он исследует деформацию психической структуры личности в условиях современного индустриального общества и ищет пути ее преодоления. Сюда относятся "сексуально-экономическая социология" Райха, концепция "одномерного человека" и "сексуальной революции" Маркузе, а также "гуманистический психоанализ" Фромма. в) Экзистенциалистский марксизм, сложившийся во Франции в 50-60-е годы под влиянием позднего Сартра. Варианты этого типа марксизма представлены в работах Мерло-Понти "Гуманизм и террор" (1947), "Приключения диалектики" (1955), а также в произведениях философов, группировавшихся вокруг журналов "Socialisme ou barbarie" (К. Касториадис, Лефорт) и "Arguments" (К. Акселос, А. Лефевр, Э. Морен, Ф. Шатле, П. Фужейролла). Центральная проблематика этих авторов - человеческая субъективность, отчуждение и восстановление целостности человека. В начале 60-х годов сходную позицию занимал Р. Гароди, впоследствии эволюционировавший в направлении религиозной философии. Идеи, близкие к франц. экзистенциалистскому марксизму, разрабатывали Э. Фишер и Ф. Марек в Австрии, А. Шафф в Польше, К. Косик в Чехословакии. г) Феноменологический марксизм, получивший распространение главным образом в Италии и США. Основные представители - Э. Пачи, П. Пиконе, а также их последователи, объединившиеся вокруг журналов "Aut Aut" и "Telos". Пачи стремится к созданию категориального аппарата, сочетающего понятия марксизма и феноменологии. Цель истории (телос), по Пачи - преодоление "объективации", если пользоваться терминологией Гуссерля, или "отчуждения" (по Марксу) и создание "интерсоциализма", т.е. общества, построенного на взаимоотношениях людей как субъектов. д) "Будапештская школа" (А. Хеллер, М. Вайда, Д. Маркуш, Ф. Фехер, А. Хегедуш) и примыкающие к ней некоторые философы из других стран, ориентирующиеся работу Лукача "История и классовое сознание" (1923). От идей раннего Лукача отправляется также Гольдман.
е) Группа "Праксис", сложившаяся вокруг одноименного югославского журнала, выходившего в Загребе (Г. Петрович, Л. Враницкий, Р. Супек, М. Маркович, С. Стоянович и др). Исходя из идей раннего Маркса, Лукача, Грамши, Сартра, эти авторы поставили в центр своей философии понятие практики как фундаментального отношения между субъектом и объектом. Стремясь осмыслить познание как творчески активный процесс, они отвергли теорию отражения как "недиалектическую". Особое место в "диалектико-гуманистическом" направлении Н. занимает "философия надежды" Блоха, которая, хотя и связана с субъект-объектной парадигмой, выходит за рамки социальной проблематики, приобретая характер онтологии. Если представители "диалектико-гуманистического" направления находят традиционный марксизм-ленинизм недостаточно человечным, то "сциентистское" направление оценивает его как недостаточно научный. К этому направлению относятся течения, рассматривающие марксистское учение об обществе как нефилософскую, конкретную науку. Философия сводится к методологии познания. Ставится задача придать историческому материализму строго научную форму. В рамках "сциентистского" Н. следует выделить, прежде всего: (а) Течение, возглавляемое Альтюссером, который впервые выступил с критикой "диалектико-гуманистического" направления под лозунгами "теоретического антигуманизма", "антиисторицизма", "антиэмпиризма" и "антиидеологизма"; у Альтюссера немало последователей не только во Франции (Э. Бали-бар, Д. Лекур, П. Реймон), но и в других странах, в том числе в Латинской Америке и Африке. В Великобритании в 70-е годы возникло течение "постальтюссерианства" (Б. Хиндесс, П. Хёрст). (б) Некоторые авторы (живший во Франции греч. философ Н. Пулантзас, нем. философ В.Ф. Хауг и др.) соединяют идеи Альтюссера с идеями Грамши, (в) К "сциентистскому" течению Н. относят также Г. делла Вольпе и его последователей в Италии. Исследовав различные варианты решения проблемы общего и частного в истории философии, Г. делла Вольпе пришел к выводу о непригодности философских абстракций для конкретно-научной работы. Необходима "специфическая логика специфического предмета", использующая специфические, "определенные" абстракции. Задача философии - разработка метода получения таких абстракций - метода движения от конкретного к абстрактному и обратно. Философия, таким образом, сводится к методологии, (г) К "сциентистскому" Н. следует отнести "аналитический марксизм" - течение, возникшее в конце 70-х годов в Великобритании и США и стремящееся развивать учение об обществе на основе методов современной науки. Коэн применил к данному учению функциональный подход, Дж. Элстер и Дж. Рёмер - теорию игр и модальную логику. На основе этих методик исследуются мотивы человеческого поведения, строятся соответствующие модели, переосмысливаются и уточняются многие категории исторического материализма. К Н. принадлежат также некоторые течения, не укладывающиеся в два описанных направления. Это - группы марксистски ориентированных теоретиков национально-освободительного движения, а также некоторые исследователи проблем "третьего мира" и капитализма как мировой системы (А.Г. Франк, И. Уоллерстайн) и социологи (Ч.Р. Миллс, А. Гоулднер и др.), и, наконец, представители марксистского феминизма (Н.-Э. Тевенен, К. Бюси, М.Р. делла Коста и др.). М.Н. Грецкий
Неомарксизм и проблемы социологии культуры. М, 1980; Андерсон П. Размышления о западном марксизме. М., 1991; Давыдов Ю.Н. Социоцентристская диалектика "неомарксизма" // Идеалистическая диалектика в XX столетии. М., 1987; К. К. Gorman. Neomarxism: The Meanings of Modern Radicalism. L., 1982; Z. Baranski, J. Short (eds). Developing Contemporary Marxism. L.,1985.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|