ПСИХОЛОГИЗМ (ЛОГИЧЕСКИЙ)

- концепция обоснования логики, имеющая форму своеобразного редукционизма, утверждавшего, что логика представляет собой часть психологии или, по крайней мере, зависит от нее. Основной чертой концепции П. выступает следующий аргументационный ход: базовой категорией логики служит (правильное) мышление, само же мышление понимается как психический акт или психический процесс и является важнейшим предметом исследования в психологии, следовательно, логические формы  мышления (понятия, суждения и умозаключения) должны пониматься исключительно в качестве психических феноменов, находящих свое выражение в языковой форме, а логические правила - в качестве законов психических актов мышления, сама же логика - в качестве специфической психологической дисциплины, нормативно регулирующей мыслительные процессы. Отсюда основной задачей логики становится исследование и моделирование человеческого мышления на основе психологических методов.

П. берет свое начало в английском эмпиризме и, пожалуй, в неоаристотелизме, понимаемом как логический номинализм, т. е. в концепциях, где присутствует тот или иной вариант редукции абстрактных сущностей к эмпирической первооснове. То, что П. смог пережить такое развитие, как это случилось прежде всего в рамках немецкой философии XIX в., без сомнения, обусловлено именно развитием психологии, которая в своем предмете касалась философской проблематики - у Аристотеля, например, психология была отдельной философской дисциплиной. Основателем П. можно считать современника Гегеля - Я. Ф. Фриза, который излагал философию Канта исключительно в психологической терминологии, да так, что преобразовывал "трансцендентальное" в "психологическое". Влияние идей Фриза на развитие психиатрии (именно им введен термин "патопсихология") было довольно продолжительным. В качестве главной задачи философии он рассматривал психологические исследования разума, рассудка, интеллекта, а в качестве главного метода - самонаблюдение. Аналогичную (психологическую) критику спекулятивной философии во имя естественнонаучно ориентированного мышления проводил Э. Бенке. Единственно возможным основанием познания был для него только психологический опыт. Концепция Дж. Ст. Милля тоже близка к эмпирической т. зр. П., т. к. он рассматривал логику как исследование психических процессов при выводах. Сходные т. зр. мы находим и у X. Зигварта, который видел в логике науку о нормах правильного мышления. Им следовали В. Вундт, Б. Эрдман, Т. Липпс и др. Подчинял логику психологии и Ф. Брентано - философ, внесший значительный вклад в формирование феноменологии, в частности - теории предметности. Он толковал логику как искусство суждений, где суждение - один из трех психических феноменов, наряду с представлением и ощущением (чувством), понимаемых как акции, действия. Как видно, в свое время П. был плодотворным философским направлением (например, оказался непосредственной средой становления феноменологии), но позже, как и всякое утрирование, он стал препятствием для философских исследований, в т. ч. и для развития логики как отдельной научной Дисциплины. Во все времена психологистической ориентации в логике резко противопоставлялась такая радикальная форма антипсихологизма, как логический платонизм.

Однако с позиции традиционной логики критика П. была затруднена. Например, иногда безусловный характер предмета логики как науки об общечеловеческих законах и формах правильного мышления служит основанием его различия с предметом психологии, т. к. последняя исследует мыслительную и душевную деятельность индивида в зависимости от конкретных условий его существования. Но т. о. логика как наука все равно сводилась к разделу своего рода формальной психологии.

Пожалуй наиболее сильно зазвучала борьба "за" и "против" П. к началу нынешнего столетия, когда потребовалось оформление нового воззрения на новую логику. В то время работы противников психологического направления в логике, в особенности Г. Фреге - лидера логицизма, получили признание в качестве основополагающих работ в области современной (математической) логики. Любопытно, что такие протагонисты феноменологии как Э. Гуссерль и А. Мейнонг в начале своего философского пути были сторонниками П., оба философа - Мейнонг в работе по критике номинализма (1877) и Гуссерль в своей диссертации по философии арифметики (1891) - сформулировали положения о зависимости философии и математики от психологии. Позднее их психологическая установка претерпела существенные, но близкие по своему духу трансформации. Мейнонг выступил против крайностей в оценке эксперимента как метода, заявляя, что как логицизм означает смерть всякой истинной психологии, так и П. - смерть всякой истинной логики. Наиболее широко известна исключительно эффективная критика П., представленная Э. Гуссерлем, пожалуй, благодаря побудительной критике Фреге на упомянутую диссертацию, в его "Логических исследованиях". Психология является, согласно Гуссерлю, эмпирической наукой, которая вследствие своей эмпирической и, следовательно, неопределенной природы не может быть основанием для логических законов. Логические законы обосновываются не индукцией, а "аподиктической ясностью (очевидностью)", благодаря же психологическому обоснованию логические законы откровенно проигрывают. Однако термин "аподиктическая ясность" требует следующего комментария: в качестве критерия истины он является сугубо философской категорией, но уже у Декарта - категорией сомнительной. Тем не менее антипсихологизм в логике занял главенствующее положение, например, в польской (Львовско-Варшавской) логической школе: "То, что называется "психологизмом" в логике, - признак упадка логики в современной философии", - писал Я. Лукасевич в работе "Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики". Однако после широкого анализа логических парадоксов, обнаруженных в основаниях классической теории множеств, П. вновь получил распространение в среде философов, логиков и математиков. На связи логики и психологии продолжали наставать следующие математики: Л. Э. Ж. Брауэр, А. Пуанкаре, Э. Гобло, Ф. Энрикес, Ф. Гонсент и др., психологи - Г. Штеринг, Т. Циген, И. Херман, Э. Риньяно, Ж. Пиаже и др. В 80-е г. интерес к проблематике П. возрос, но претерпел некоторое видоизменение, т. к. теперь он получает импульс со стороны междисциплинарных исследований по компьютерному моделированию человеческого интеллекта.

А. Г. Кислов

Просмотров: 897
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «Наука логики» и система Гегеля
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Адам Смит как философ-моралист
  • БЕСЕДА, как метод психолого-педагогического исследования
  • Возникновение психологии как науки
  • Гипноз как инструмент исследования
  • ДИАЛЕКТИКА КАК ЛОГИКА РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ
  • Диалог как духовное общение: концепция Т. А. Флоренской
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • Законы логики
  • ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ (ЗАКОНЫ ЛОГИКИ)
  • ИСКУССТВО (как психологическая данность)
  • ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  • Коммуникация как общение: перспективы исследования
  • Логика как основа онтологии. Логические принципы выделения первоэлементов бытия
  • Механицизм как особый способ исследования
  • МЫШЛЕНИЕ КАК «ВНУТРЕННЯЯ» АКТИВНОСТЬ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • ПАРАДОКСЫ (логики и теории множеств)
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Психологи как консультанты по вопросам психического здоровья
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ (первоначальное, авторское название Философия как странная речь)
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь