|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » С. Левит. Культурология. XX век. Энциклопедия., 1998 г.
НАКАНЭ Тиэ (р. 1926)
- япон. социоантрополог. В 1950 окончила Токийский ун-т (отделение истории стран Востока при филол. фак-те). В 1970 - проф., позднее - директор Ин-та вост. культур при Токийском ун-те. С 1987 - почетный проф. Токийского ун-та. Н. принадлежит к т.н. партикуляристскому направлению в япон. социологии и социальной антропологии, акцентирующему внимание на релятивистском подходе к изучению япон. об-ва и культуры и близкому по своим позициям к брит. школе социальной антропологии. Наибольшую известность Н. принесла одна из самых популярных теорий "Нихондзин рон" - теория об-ва с вертикальными межличностными отношениями "татэ сякай", в к-рой она выделяет два осн. типа группообразования в разл. об-вах мира: первый тип - группы, состоящие из качественно однородных членов и складывающиеся на основе единой атрибуции этих членов, т.е. общей принадлежности, напр., к опр. возрастным, половым, профессиональным, социальным категориям (принцип "качества" - "сикаку"); вт. тип - группы, включающие "качественно" разнородных, но связанных единым местом, "полем" деятельности членов (напр., деревня, школа, ин-т, компания) (принцип "места" - "ба"). В первом типе групп между их членами устанавливаются горизонтальные, фактически равные отношения, во вт. - вертикальные, иерархич., связанные единой институциональной рамкой. В любом об-ве сосуществуют оба типа групп и каждый индивид является одновременно членом и того и другого типа; об-ва различаются лишь по функциональной значимости этих групп. Н. называет об-ва с функциональным доминированием групп первого типа "горизонтальными об-вами" ("ёко сякай"), вт. типа - "вертикальными об-вами" ("татэ сякай"). В первых преобладает общая идентификация: например, человек, представляясь, называет обычно свою профессию - "Я - врач" или "Я - наборщик" и т.д., во вт. - идентификация по месту работы или учебы, и человек, знакомясь, называет сначала свою компанию, ин-т, школу и т.д., отождествляя себя в первую очередь с опр. институцией. К первому типу об-в относятся западные, индийское, китайское, ко вт. - японское. В япон. групповой идентификации "место" ("ба") имеет первостепенное значение, качественная принадлежность ("сикаку") вторична. Институциональная единица (школа, компания и т.д.) фактически - основа япон. социальной организации. Прототип ее - традиц. япон. семья "иэ". Для япон. группы типичны замкнутые, вертикальные связи между ее членами. Роль лидера определяется прежде всего местом человека в группе и его личными связями с другими членами ее. Прочные функциональные отношения в япон. группе устанавливаются на неформальной основе. В япон. об-ве невозможно, чтобы человек, являющийся главой к.-л. формальной организации, имел подчиненных, неформально связанных с лидером другой организации. Основа для япон. внутригрупповой дифференциации - ранг и статус. Вертикальные отношения более динамичны, чем горизонтальные, при них покровительство старшего оплачивается привязанностью подчиненного и его преданностью. В такого типа группах социальный обмен не эквивалентен, отношения носят эмоц. и взаимозависимый характер, роли деперсонализированы и слабо дифференцированы. "Вертикальное об-во" стратифицируется не по классам, социальным слоям, кастам, а по институциям и группам институций, что приводит к многочисл. вертикальным расколам в об-ве. Поэтому в Японии не столько рабочие борются с капиталистами, сколько одна компания против другой. На этой основе складывается вертикальная социальная структура япон. об-ва в целом. Критика упрекала Н. за игнорирование ею элементов горизонтальной стратификации, за антиисторизм (поскольку вертикальные отношения в Японии не связывались ею с опр. истор. контекстам). Однако теория Н. была активно принята зарубежными специалистами и стала базовой социокультурной моделью япон. об-ва. Н. активно занимается сравнит, социальной антропологией азиатских об-в (Индии, Тибета и др.). Соч.: Татэ сякай-но нингэн канкэй: Танъицу сякайно рирон (Человеч. отношения в вертикальном об-ве). Токио, 1966; Сякай дзинруйгаку: Адзиа сесякай-но косацу (Социальная антропология: Сравнит, исследование азиат, об-в). Токио, 1987; Kinship and economic organization in rural Japan. L.; N.Y., 1967; Japanese society. Berk., 1970; Японское общество; Концепция "непрерывности" препятствует интернационализации Японии; Японцы не имеют принципов: Реф.//Пробле-мы совр. Японии. Вып. 12: Социология. М., 1975. М.Н. Корнилов Категория: Словари и энциклопедии » Философия » С. Левит. Культурология. XX век. Энциклопедия., 1998 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|