|
СТИМУЛЬНЫЙ БАРЬЕР(STIMULUS BARRIER) Введенное Фрейдом (1920) понятие, обозначающее 'щит, укрывающий от стимулов' (Reizschutz) и оберегающий психический аппарат ребенка от особенно интенсивных внешних стимулов. Фрейд выдвинул постулат о том, что травматический невроз может быть обусловлен 'пробоиной', возникающей в предохранительном щите под воздействием достаточно сильного возбуждения. Позднее Фрейд предположил (1938), что этот щит представляет собой особое порождение Оно, действующее кок посредник между Оно и внешним миром, то есть выступающее как предшественник Я. Высказывания Фрейда по поводу предохранительного щита противоречивы. Судя по некоторым фрагментам, он выполняет экранирующую функцию, снижая исходную интенсивность стимулов, но не отражая их в целом. Неясно, рассматривал ли Фрейд щит как активное или пассивное образование. Наблюдения над младенцами показывают, что нормальный новорожденный активно ищет стимулы и способен воспринимать и различать многочисленные внешние стимулы и реагировать но них селективно и адаптивно без травматических проявлений. В настоящее время считается, что новорожденный обладает не стимульным барьером, а 'врожденным и продолжающим развиваться селективным экранирующим механизмом, при определенных условиях принимающим стимулы определенного типа и интенсивности и отвергающим остальные в зависимости от их качественных и количественных характеристик'. Мозг и психический аппарат можно рассматривать как '...системы переработки информации с врожденной тенденцией осуществлять поиск и реагировать но стимулы, активирующие и обеспечивающие возможность такого функционирования', а также обеспечивающие объектную привязанность (Esman, 1983, с. 204). Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Словарь психоаналитических терминов Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|