|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ФРЕЙД Зигмунд(6.5 1856, Фрей-берг, Австро-Венгрия, ныне Пршибор, на терр Чехии, - 23 9 1939, Хэмпстед, близ Лондона), австр невропатолог, психиатр и психолог, основоположник психоанализа. В 1881 окончил мед ф-т Венского ун-та и получил степень дера медицины В 1876—82 работал в Венском физиол. ин-те С 1902 проф. Венского унта В 1908 совм. с Э Блейлером и К Г Юнгом основал «Ежегодник психоаналитич и психопатологич. исследований»,в 1910 - Междунар. психоаналитич ассоциацию В 1938 после захвата Австрии фаш Германией подвергся преследованиям и эмигрировал в Великобританию. В процессе врачебной практики у Ф сложилось представление об осн. механизме психич. заболеваний, о наличии психич. процессов, к-рые, находясь вне сферы сознания, оказывают влияние на поведение Совм. с И Брейером им был разработан т.н. катартический (от греч. катарсис - очищение). метод лечения истерии- погружение больного в состояние гипноза с целью припоминания событий, вызвавших болезнь. Однако в ряде наиб. тяжелых случаев гипноз наталкивался на «сопротивление», к-рое не мог преодолеть Пути к «ущемленному аффекту» Ф нашел в толковании сновидений, свободных ассоциаций, ошибочных действий, забываний и т.н. («Психопатология обыденной жизни», 1904. рус пер 1910, «Толкование сновидений», 1900, рус пер 1913, «Остроумие и его отношение к бессознательному», 1905. рус пер 1925). Исследование этого материала Ф назвал психоанализом - новой формой терапии и методом исследования Ядро психоанализа составляет учение о бессознательном. В 1900-х гг Ф выдвинул общепсихол теорию строения психики как энергетич системы, в основе динамики к-рой лежит конфликт между сознанием и стихийными бессознательными (гл. обр. сексуальными). влечениями (либидо). Произвольно выделив ряд форм дет. сексуальности, последовательно сменяющих друг друга, Ф на этой основе построил периодизацию психического (а по сути - психосексуального). развития личности. Согласно Ф, в раннем детстве возникает т.н. Эдипов комплекс, в соответствии с к-рым мальчик испытывает влечение к матери и видит в отце соперника (у девочек соответственно - комплекс Электры). Эдипов комплекс вытесняется из сознания ребенка, но забытые переживания детства незримо присутствуют в бессознательном и влияют на поведение Разл формы инфантильной сексуальности играют важную роль в формировании характера взрослого человека, психику к-рого Ф рассматривал как прямую проекцию его дет. опыта Попытки совр. психологов экспериментально проверить теоретич построения Ф успеха не имели, в частности, наличие Эдипова комплекса научно не установлено. Учение Ф о структуре личности в окончательно оформившемся виде гласит, что человеческая психика состоит из глубинного пласта бессознательного («Оно»), сферы сознательного («Я»). и инстанции, олицетворяющей собой социальные и нравств. установки общества («сверх-Я»). С точки зрения Ф, человек постоянно находится в конфликте с самим собой сознательное «Я» подвергается давлению со стороны бессознательного «Оно» и тирании со стороны не менее бессознательного «сверх-Я», сексуальные влечения сталкиваются с требованиями культуры, что чревато возникновением невротич заболеваний, жизнедеятельность индивида становится ареной борьбы между «инстинктом жизни» (Эрос). и «инстинктом смерти» (Тана-тос). Исходя из представлений о сексуальном развитии детей, структуре личности и бессознательной детерминации поведения индивида, Ф отверг предшествующие теории и методы воспитания, ориентированные на обуздание и подавление влечений ребенка Ф считал, что гл. внимание в процессе воспитания следует перенести на первые годы жизни Представления Ф о дет. сексуальности, о становлении и структуре личности вызвали резкую критику со стороны мн ученых, его ближайшие сотрудники и ученики А Адлер и К Г Юнг отвергли теорию Ф и разработали собств. концепции бессознательного В дальнейшем идеи Ф в значит. ельно переработанном виде развивались в русле т.н. неофрейдизма Ф расширил сферу применения психоанализа, распространив его принципы практически на все сферы человеческой жизнедеятельности религию («Будущность одной иллюзии», 1927, рус пер 1930), творчество («Леонардо да Винчи», 1910, рус пер 1912), мифологию («Тотем и табу», 1913, рус пер 1923), обществ. жизнь («Психология масс и анализ человеческого „Я"», 1921, рус пер 1925). Труды Ф написаны на нем яз и в виде многотомного собрания сочинений изданы в Штутгарте в 60-х гг («Gesammelte Werke», Bd l—18, Stuttg, 1966- 69). В связи с перемещением в кон 30-х гт центра психоаналитич исследований в Великобританию и США наиб. распространение получили его работы в переводе на англ. яз, полное собр. соч Ф, изданное в Лондоне под ред. Дж Стрэчи, считается канонич источником психоанализа («Standard edition of the complete psychological works of Sigmund Freud», v 1—24, L, 1954—63). В России с 10—20-х гг были опубликованы в рус пер почти все известные к тому времени работы Ф, позднее его труды не издавались В кон. 80-х гг выходят многочисленные сборники и переиздания работ Ф
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|