Тесты

метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида. Возникновение тестологических процедур было обусловлено потребностью сопоставления (сравнения, дифференциации, ранжирования) индивидов по уровню развития или степени выраженности различных психологических качеств (интеллект, способность, темперамент, личностные особенности и др.). Сам термин «умственный тест» впервые ввел в психологическую литературу Дж. Кеттел (1890 г.). Начало развития современной тестологни, массового применения тестов на практике связано с именем французского врача А. Бине, разработавшего в соавторстве с Т. Симоном метрическую шкалу умственного развития, известную под названием «тест Бине-Симона» (1905 г.). Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов способствовал целый ряд преимуществ, которыми обладает этот метод. Т. позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования: обеспечивают воможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности и удобство математической обработки; являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; способствуют объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводящего обследование; обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных контингентах испытуемых. Т. предъявляют требования: строгой формализации всех этапов процедуры тестирования; стандартизации заданий и условий их выполнения; квантификации полученных результатов и их структурирование по заданной программе; ингерпретации результатов на основе предварительно полученного распределения значений по изучаемому признаку. Каждый тест, соответствующий основным критериям надежности (валидности и устойчивости), кроме набора заданий включает следующие компоненты: 1) стандартная инструкция для испытуемого о цели и правилах выполнения заданий; 2) ключ шкалирования соотнесение пунктов заданий со шкалами измеряемых качеств, указывающее, какой пункт заданий к какой характеристике личности (шкале) относится; 3) кодировочный ключ, позволяющий подсчитать, сколько баллов в шкалу вносит тот или иной вариант ответа; 4) ключ интерпретации полученного индекса, представляющий собой данные нормы, с которыми соотносится полученный результат. Традиционно нормой в тестологии являлись среднестатистические данные, полученные в результате предварительного тестирования на определенной группе лиц. Интерпретация результата тестирования сопоставлением с полученной таким образом нормой-самое уязвимое место психометрических тестов. Здесь необходимо учитывать, что переносить интерпретацию полученных результатов можно только на те группы испытуемых, которые по своим основным социокультурным и демографическим признакам аналогичны базовой. Для преодоления основного недостатка большинства тестов применяются различные приемы: 1) увеличение базовой выборки с целью повышения ее репрезентативности по большему числу параметров; 2) введение поправочных коэффициентов с учетом социально-демографических характеристик (пол, возраст, уровень образования и т. д.); 3) введение в практику тестирования невербального (неречевого) способа предъявления материала и др. В последнее время все большее распространение получают критериально-ориентированные Т., позволяющие оценивать испытуемого не в сопоставлении со среднестатистическими данными популяции, а по отношению к заранее заданной норме. Критерием оценки в таких тестах выступает степень приближения результата тестирования индивида к так называемой «идеальной норме». Существуют различные способы классификации Т. В самом общем виде по цели применения, процедуре и способу интерпретации данных их можно разделить на прямые и проективные. Прямые Т., как правило, включают в себя ряд вопросов или суждений, на которые надо дать однозначный ответ, основанный на принципе самооценки»да» или «нет», «согласен» или «не согласен»; или заданий, при выполнении которых в протоколе отмечается «правильно» или «неправильно». С помощью ключа полученные баллы суммируются в индекс. Проектные Т. (термин введен Л. Фрэнком в 1939 г.) направлены на выявление свойств и качеств, не осознаваемых индивидом. Опрашиваемый не осведомлен об истинной цели тестирования, не догадывается о способе интерпретации ответов. При выполнении заданий проективных тестов не существует «правильных» ответов. Несмотря на обязательное наличие схемы анализа и ключа индексации, пространные качественные ответы испытуемого анализировать может только специалист, качество диагностики которого пропорционально его практическому опыту. Если на первых этапах развития психометрии создаваемые Т. были в основном направлены на измерение относительно устойчивых качеств личности, то в настоящее время повышается спрос на методики, диагносцирующие состояние (тревожность, самочувствие, настроение и Др.). Поэтому к ним не предъявляется требование устойчивости. Напротив, чем более чувствителен тест к изменению результата под воздействием контролируемых факторов, тем выше его диагностическая ценность. Применение Т. в социологии целесообразно, когда в качестве объектов исследования или гипотетических факторов рассматриваются определенные свойства личности. Некоторые прямые Т. с соответствующей инструкцией могут быть прямо включены в анкету. Проективным методикам трудно найти свое непосредственное место в социологических опросах. Однако параллельное обследование психологом тех же респондентов, несомненно, обогатит любое социологическое исследование, тем более что полученные индексы легко подчиняются многим современным методам статистического анализа. Технические средства сбора информации различные устройства, машины, приборы, облегчающие сбор социологической информации. С их помощью могут автоматизироваться как отдельные этапы сбора социологической информации и ввода ее в ЭВМ, так и исследовательская процедура в целом. Например, в опросе почтовом для автоматизации рассылки могут использоваться фальцевальные, конвертозаклеивающие, адресовальные и маркировальные машины, а в опросе телефонном кроме самих телефонов могут использоваться компьютеры для облегчения работы интервьюера. Развитие компьютерной техники позволяет осуществлять опрос с помощью телетайпов и видеотерминалов с непосредственным вводом информации в ЭВМ. Существуют также автономные устройства («электронные интервьюеры»), построенные на базе микро-ЭВМ, в которых вопросы появляются на экране дисплея, респондент отвечает, нажимая на клавиши, и его ответы либо записываются на магнитную ленту (для последующего ввода в ЭВМ), либо непосредственно вводятся в ЭВМ через радиопередатчик. Примером такого устройства является электронный интервьюер РИСЭП, разработанный в Институте социально-экономических проблем АН СССР. Радикальные изменения в технологии опросов связаны с развитием кабельного телевидения и информационных сетей общего пользования, объединяющих персональные компьютеры. (Создание таких сетей планируется в некоторых странах в течение ближайших 5-10 лет).

Просмотров: 2084
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.




Другие новости по теме:

  • Анализ заданий
  • АНАЛИЗ ЗАДАНИЙ
  • Анализ рабочих заданий
  • ВРЕМЯ ТЕСТИРОВАНИЯ
  • Генеральная совокупность заданий теста
  • ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
  • ИЗМЕРЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • ИЗМЕРЕНИЕ ОБОСНОВАННОСТИ (ВАЛИДНОСТИ) СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • ИЗМЕРЕНИЕ ТОЧНОСТИ (УСТОЙЧИВОСТИ) СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ЗАДАНИЙ
  • метод исследования личности на основе составления таблиц распределения
  • Метод тестирования
  • Метод тестирования
  • Метод тестирования
  • Метод тестирования
  • Методика взаимооценивания эгоцентрических качеств личности. Т. И. Пашукова
  • Методы обработки и анализа социологической информации
  • Методы сбора первичной социологической информации
  • Область свободы выбора рабочих заданий
  • Опросник волевых качеств личности (ВКЛ). М. В. Чумаков
  • ОШИБКА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА ИЗ-ЗА НЕПОЛНОТЫ ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ОТ КЛИЕНТА ВО ВРЕМЯ ИСПОВЕДИ
  • ОШИБКА НЕТОЧНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ОТ КЛИЕНТА
  • ПРЕДМЕТНАЯ ЧИСТОТА ЗАДАНИЙ
  • Проектирование рабочих заданий
  • ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ
  • Ротация рабочих заданий
  • СЕРТИФИКАТ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ
  • Смещение результатов тестирования, связанное с расовыми (этническими) различиями
  • ТЕСТА ТРУДНОСТЬ ЗАДАНИЙ
  • ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ЗАДАННЫХ ПАРАМЕТРОВ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь