ИЗМЕРЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

- один из этапов, необходимых для обеспечения требуемого качества социологич. исследования. Надежность является наиболее общей характеристикой качества эмпирич. данных, полученных в социологич. исследовании. Под надежной понимают информацию, в к-рой относительно отсутствуют ошибки. Точнее, надежная - это информация, в к-рой, во-первых, отсутствуют неучтенные ошибки, т. е. ошибки, величину к-рых исследователь не в состоянии оценить, во-вторых, учтенные ошибки не превышают нек-рой заданной исследователем величины. Напр., если ошибка репрезентативности  при определении доли нек-рого признака с вероятностью 0,95 не превышает 5%, а исследователь намерен экстраполировать данные выборки на генеральную совокупность лишь для случаев, когда разница данных значима (напр., превышает 10%), то для него эта информация является надежной; если же ставится задача изучения менее существенных различий (напр., в 4-6%), то информация является ненадежной. Неопределенное в силу всеобщности понятие надежности конкретизируется путем перечисления ошибок, к-рые учтены в данном исследовании. В зависимости от типа учтенных ошибок информацию называют обоснованной, репрезентативной, точной и правильной (см. Качество социологич. исследования), поэтому измерение надежности  сводится к измерению указанных характеристик социологич. информации. Следует отметить, что между способом измерения и типом ошибок нет однозначной связи - один тип ошибки может измеряться разными способами, и один способ может использоваться для измерения ошибок разных типов (по крайней мере, исследователь не всегда может установить, что именно измеряется - точность, правильность или обоснованность). Поэтому наряду с вышеназванными характеристиками надежности, полученными путем типологии учтенных ошибок измерения, целесообразно использовать типологию самих способов измерения (учета) ошибок, т. е. типологию способов контроля надежности эмпирич. данных. Различают две группы способов контроля надежности - внешний контроль  (сопоставление эмпирич. информации в данном исследовании с какой-либо другой информацией) и внутренний контроль (изучение распределения признаков в данном исследовании). А. Внешний контроль. 1. Контроль, внешний по отношению ко времени исследования, т. е. сопоставление рез-тов измерения в данном исследовании с рез-тами повторного измерения для того же массива респондентов тем же исследователем в тех же условиях с помощью того же инструмента и процедуры измерения. Напр., метод перепроверки, или test - retest. 2. Контроль, внешний по отношению к ситуации (условиям) исследования. Напр., сопоставление рез-тов опроса по производственной и территориальной выборке того же массива респондентов тем же исследователем с помощью того же инструмента исследования. 3. Контроль, внешний по отношению к инструменту и процедуре исследования. Напр., сопоставление данных опроса с реальным поведением респондентов (данные анализа документов, наблюдения и т. п.); сопоставление данных опроса с данными, полученными с помощью инструмента, к-рый считается эквивалентным - метод эквивалентных форм. 4. Контроль, внешний по отношению к исследователю. Напр., сопоставление данных опроса, полученных одним интервьюером, с данными, полученными на том же массиве в тот же период времени с использованием той же процедуры и инструмента исследования др. интервьюером. 5. Контроль, внешний по отношению к объекту исследования, т. е. сопоставление данных опроса с данными, полученными на др. объекте (применяется в случае, если в соответствии с целью исследования инструмент должен давать одинаковые показатели на разных объектах, как, напр., при разработке теста умственных способностей независимого от тезауруса респондента: распределение тестовых оценок для различия образовательных групп должно совпадать). В качестве показателя совпадения информации, полученной в данном исследовании, с к.-л. иной информацией при внешнем контроле используется обычно коэффициент корреляции;  средняя арифметич. и средняя квадратич. ошибка; специальная мера, рассчитываемая как число респондентов, давших одинаковые ответы в двух исследованиях, нормированное числом всех опрошенных. Б. Внутренний контроль. 1. Изучение распределения данного признака по всей выборке. Напр., расчет репрезентативности (как функции от дисперсии и объема выборки); изучение формы распределения (выявление "неработающих" вопросов или градаций вопросов, наличие "выпадающих" значений и др.). 2. Сопоставление распределения различн. признаков по всему массиву. Напр., метод расщепления (split - half), заключающийся в сопоставлении двух однородных групп признаков в тестовых методиках; устранение "субъективных" погрешностей путем учета "личного уравнения" респондента. 3. Изучение распределения признаков в различн. подвыборках. Напр., устранение влияния интервьюера с помощью метода Уорнера; дисперсионные критерии надежности. См. также: Качество социологии, исследования, Репрезентативность, Измерение обоснованности социологической информации измерение точности социологической инфоъщ ции, Измерение правильности социологической информации. Лит.: Волович В.И. Надежность информации в циологическом исследовании. Киев, 1974; Докторов Б 3 Г-надежности измерения в социологическом исследовании. У 1979; Черноволенко В.Ф., Оссовский В.Л., Паниотто. Престиж профессий и проблемы социально-профессиональной ориентации молодежи. Киев, 1979; Саганенко Г И Социологическая информация (Статистическая оценка надеж ности исходных данных социологического исследования) 1 1979; ее же. Надежность результатов социологического ис следования. Л., 1983; Ядов В.А. Социологическое исследи вание: методология, программа, методы. М., 1987. В.И. Паниотто.

Просмотров: 3244
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • Внешний контроль
  • ДАННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ИЗМЕРЕНИЕ ОБОСНОВАННОСТИ (ВАЛИДНОСТИ) СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • ИЗМЕРЕНИЕ ПОГРЕШНОСТЕЙ (ИЗМЕРЕНИЕ ОШИБКИ НАБЛЮДЕНИЯ)
  • ИЗМЕРЕНИЕ ПРАВИЛЬНОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • ИЗМЕРЕНИЕ ТОЧНОСТИ (УСТОЙЧИВОСТИ) СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • ИЗМЕРЕНИЯ ОШИБКИ
  • Измерение надежности
  • КАЧЕСТВО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ ВНЕШНИЙ
  • Качество социологического исследования
  • Качество социологической информации
  • Контроль социологической информации
  • МАТРИЧНО-АППРОКСИМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ДАННЫХ (МАТРИЧНО-АППРОКСИМАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ)
  • МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Методология социологического исследования
  • Методология социологического исследования 
  • Методы обработки и анализа социологической информации
  • Надежность социологической информации
  • ОБОСНОВАННОСТЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • ОШИБКИ ИЗМЕРЕНИЯ
  • Обоснованность социологического исследования
  • ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Правильность социологической информации
  • Точность социологической информации
  • метод исследования абсолютного порога зрительного ощущения с помощью кольца ландольта
  • метод исследования в группе с помощью аутокинетического эффекта
  • метод исследования личности на основе составления таблиц распределения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь