|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева
СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович(1918-1970) советский педагог. В 1935-1941 гг. работал учителем украинского языка и литературы в школах Кировоградской обл. В 1938 г. заочно закончил Полтавский учительский ин-т. В июле 1941 г. призван в армию, младшим политруком стрелковой роты воевал на Зап. и Калининском фронтах. После ранения в 1942-1944 гг. - директор школы с. Ува в Удмуртии. После освобождения Украины возвратился на родину и в 1944-1948 гг. возглавлял Онуфриевский РОНО, в 1948-1970 гг. - директор Павлышской средней школы Кировоградской обл. В 1955 г. защитил канд. дис. «Директор школы - организатор учебно-воспитательного процесса», в 1957 г. избран чл.-кор. АПН РСФСР, в 1968 г. АПН СССР. Засл. учитель Украины. Считая себя учеником и последователем А. С. Макаренко, продолжал традиции коллективистской педагогики, решая проблему «коллектив - личность» и О. в коллективе с учетом индивидуальных особенностей ребенка на разных возрастных этапах. Подчеркивал значение характера внутриколлективных отношений, отмечая, что основой организационного и морального единства школьного коллектива является забота человека о человеке, ответственность человека за человека. Психол.-пед. наследие Сухомлинского - это конкретная теория и практика реального гуманистического О., направленная на решение проблемы соотношения цели и средств, свободы воли и принуждения, рационального и эмоционального в воспитании. Наиболее известны его книги «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина» и «Письма к сыну». С начала 1950-х гг. в Павлышской школе под его рук. работал «Родительский ун-т», для учителей велся «Психол. семинар», для старшеклассников был организован спецкурс «Человековедение». Одним из первых в нашей стране Сухомлинский начал работу с 6-летними детьми, создав для них «Школу радости», где с помощью новых психол.-пед. форм и методов велась подготовка детей к сложному ученическому труду. Ввел в широкое употребление понятия «воспитуемость личности», «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон» класса, «эмоциональная грамотность» и, наоборот, «невежество» коллектива, что позволило педагогам и психологам более глубоко и всесторонне подходить к вопросам воспитания и организации жизни школьного коллектива и личности учащихся. Осн. труды: Избр. соч. в 5 т. 1976-1977; Соч. в 3 т., 1979; В. А. Сухомлинский о воспитании / Сост. и авт. вступ. ст. С. Л. Соловейчик, 1973. Н. Л. Карпова Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|