О педагогическом общении: Сухомлинский В. А.

Более четверти века В. А. Сухомлинский работал руководителем в системе образования (1942-1970), на практике реализуя принципы Пед. О. Защищенная в 1955 г. канд. дис. «Директор школы - организатор учебно-воспитательного процесса» легла в основу книги «Павлышская средняя школа» (1969), где вопросам организации взаимоотношений в пед. коллективе и с учащимися отведено много страниц, как и в серии статей «Разговор с молодым директором», опубликованных в журнале «Народное образование» (1965-1966). Он подчеркивал: от того, как общается учитель с учащимися на уроке и вне его, как он с ними говорит и как понимает их, во многом зависит успех обучения и воспитания, т. е. вся работа учителя должна рассматриваться как Пед. О. Осн. принцип педагогики Сухомлинского - человечность О. с ребенком и вера в силу воспитания. Вслед за А. С. Макаренко Сухомлинский говорил о воспитательной силе коллектива и требовал от педагогов «уметь объединять своих питомцев» и помнить, что «коллектив исключительно сложная духовная общность». Этой теме посвящена книга «Мудрая власть коллектива» (1975). Анализируя проблему психол. воздействия в советской педагогике, Л. А. Петровская отмечала, прежде всего, единство принципов гуманизма и коллективизма в пед. системе Сухомлинского: здесь обосновывается позиция активной доброты, активного сочувствия; требование, «чтобы уже в детстве каждый человек вкладывал свои силы в др. человека…». Педагог, воспитатель, родитель должны в О. с ребенком помнить: «Самый верный путь навсегда оградить от одиночества - это научить соучастию души и мысли в судьбе ближнего». И сила, объединяющая людей в коллективе, - это тоже «забота человека о человеке». Важнейшей составляющей в формировании личности по Сухомлинскому является развитие эмоциональной культуры, чему способствует «очеловечивание знаний» и хорошее психологическое самочувствие человека в ходе обучения. Это возможно только при целенаправленной подготовке учителя к О. Диалогическую природу «О. по Сухомлинскому» Л. А. Петровская видела в признании «определенного равенства позиций воспитанника (ученика) и воспитателя (учителя) - прежде всего имеется в виду признание и принятие активной роли воспитанника (ученика) в процессе познания, воспитания, а также реализация этой активности, в частности в виде самопознания, самовыражения, самовоспитания»; человек не должен и не может быть объектом воспитания. Одним из первых в нашей стране А. В. Сухомлинский начал работу с 6-летними детьми, создав для них «Школу радости», - об этом его первая и самая известная книга «Сердце отдаю детям». Осн. призыв к педагогу здесь - «понимать движения детского сердца», «войти в мир детства», быть искренним и через сказку, радость и красоту вести детей к доброму. Педагогика Сухомлинского очень поэтична, но при этом предъявляет высокие требования к учителю, заставляя изучить «азбуку чувств» растущего человека. Прежде всего - знание возрастных особенностей ребенка: с младшими - уметь видеть мир глазами ребенка; с подростками - побуждая к труду души и формируя гражданские качества, - об этом книга «Рождение гражданина», где подчеркивается, что «в годы отрочества перед человеком открывается целый мир». В О. со старшеклассниками педагог своим поведением должен, прежде всего, демонстрировать «единство убеждений и деятельности» и формировать у них «высокую потребность в человеке» - без этого трудно воспитать настоящую личность. И работая со всеми возрастными группами, учитель должен помнить: «без самовоспитания нет воспитания», а «тончайшим способом влияния на юную душу являются… слово и красота», - Сухомлинский особо выделял эти понятия. Он обращал внимание на речь педагога, требуя, «чтобы не было обесценивания слов, и наоборот - чтобы цена слова постоянно возрастала», чтобы в школе не было «педагогического косноязычия» и «крика педагога». Слово учителя, по мысли Сухомлинского, должно снимать у школьников эмоциональное напряжение. Пед. культура, по его мнению, связана с уровнем культуры человеческих взаимоотношений. Книга Сухомлинского «Сто советов учителю» (как, впрочем, и все остальные) - не «технология» Пед. О., а призыв к учителю быть не только профессионалом, но личностью. Лит.: Сухомлинский В. А. Избр. соч. в 5 т. Киев, 1976-1977; Он же. Соч. в 3 т. М., 1979; В. А. Сухомлинский о воспитании / Сост. и авт. вступ. ст. С. Л. Соловейчик, 1988; Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. М., 1981; Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1996; Лиханов А. А. Драматическая педагогика: Очерки конфликтных ситуаций. М., 1983; Петровская Л. А. Общение-компетентность-тренинг: Избр. тр. М., 2007. Н. Л. Карпова

Просмотров: 4206
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА. Ч. 1. Мир как хозяйство»
  • В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести
  • В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
  • КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ
  • ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД (в пед.)
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Моделирование (в пед.)
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • ПЕД(И)
  • ПЕД- (PAED-), ПЕДО-
  • Педагогическое общение: профессиональные деформации личности учителя
  • Педагогическое общение: технология развития коммуникативных способностей учителя
  • ПЕДИЯ, ПЕД(О)
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Принцип воспитания в коллективе и через коллектив
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович
  • СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович
  • СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович
  • СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович
  • СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович (1918-1970)
  • Шопенгауэр: Мир как представление и воля
  • ЭКСКУРС В ПРОБЛЕМУ: КАК ВОЗМОЖНО ОБЩЕСТВО?
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь