Совместный тест Роршаха (СТР). Модификация Е. Т. Соколовой

Сочетает в себе диагностические возможности традиционной версии теста Роршаха - направленность на диагностику личностной организации (структуры самоидентичности, стиля защит и копингов, когнитивного стиля) с перспективой исследования коммуникативных паттернов (стотипов) и интенциональной динамики межличностного взаимодействия. Коммуникативные поведенческие паттерны участников О. оказываются доступны экспрессии, регистрации и интерпретации наряду с недостаточно осознаваемыми интенциями - чувствами и отношениями друг к другу и к себе самим. Данная модификация теста позволяет реализовать в психодиагностике методологические принципы единства и целостности сознания и О., интерсубъективности и диалогичности. Систематическое применение СТР связано с именами американских клинических психологов Н. Лавленд, Л. Винн и М. Сингер, разработавших процедуру СТР для исследования коммуникативного контекста когнитивных нарушений в семьях больных шизофренией, структуры О. и перспектив социальной адаптации и коррекции семейных отношений. Л. Винн и М. Сингер предложили оригинальную концепцию коммуникации как процесса последовательного установления совместного «фокуса внимания», достигаемого в 4 этапа: 1) выделение нек-рого события, образа или чувства; 2) привлечение внимание партнера к данной области; 3) установление общего фокуса внимания и достижение согласия; 4) достижение согласия по поводу «значения». О. в семьях больных шизофренией становится хаотичным и некоординированным, прежде всего, за счет пропуска первых 3 звеньев последовательности: речевые высказывания пациентов не позволяют достичь ясного представления о самом предмете высказывания, в то время как когнитивные нарушения - расстройства «значения» - являются вторичными и производными от недостатка взаимной организованности и сотрудничества. Конфликтный коммуникативный контекст создается за счет особого способа обмена коммуникативными посланиями - стиль речевых высказываний в семьях больных шизофренией характеризуется туманностью, невразумительностью, противоречивостью суждений и неясностью намерений. Таблицы Роршаха (все или избранные) предъявляются участникам обследования сначала в индивидуальном тестировании, затем в ситуации совместности. Ход дискуссии фиксируется диктофонной записью, невербальные реакции протоколируются присутствующим диагностом. Обработка результатов осуществляется по специально разработанной оригинальной схеме, учитывающей поведенческий и когнитивно-аффективный аспекты коммуникации. На основе количественной обработки стандартной матрицы показателей составляется первичная картина наблюдения за интеракциями участников, к-рая затем контекстуально интерпретируется. СТР относится к проективным методам исследования личности и его целью является познание индивидуального субъективного мира людей «через» организацию ими процесса О. В этом смысле опр. структурные конфигурации или коммуникативные паттерны несут в себе отпечаток (проекцию) индивидуальных личностных особенностей партнеров. Использование модели совместной деятельности «гомеостата» позволяет исследовать защитные и копинговые стратегии преодоления взаимных противоречий ради достижения цели, а также потенциал эмпатического понимания, взаимной толерантности и способности принимать компромиссные решения, что является неотъемлемой частью социального интеллекта и социальной компетентности. СТР позволяет сделать доступным пониманию стереотипы О., причины непрямых манипулятивных стратегий, скрывающие травматический прошлый опыт фрустраций и разочарований, недоверия, блокирующие развитие равноправного сотрудничества и взаимопонимания. Используемая в практике психол. консультирования процедура СТР, моделируя стереотипы межличностного восприятия и способы О., предоставляет условия их осознания и изменения в сторону развития эмпатических, сотрудничающих и внутренне честных («конгруэнтных») отношений. Предложенная модификация теста отвечает осн. принципам холистической психологии и полагает объектом диагностики не изолированный параметр коммуникации, а гештальт внутренне взаимосвязанных когнитивных, личностных и интерличностных компонентов межличностного О., образующий индивидуальный стиль личности. Лит.: Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Дж. Психология межличностных коммуникаций. СПб., 2000; Соколова Е. Т. «Совместный тест Роршаха» для диагностики нарушений семейного общения // Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987; Она же. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989; Cutter F., Farberow N. The Consensus Rorschach // Development in Rorschach Technique and theory / Klopfer B., Davidson H. The Rorschach technique. An Introductory Manual. N. Y. 1962; Loveland N. The Relation Rorschach: a Technique for study Interaction // J. of nervous and mental decease. 1967. V. 1, 145. № 2. Е. Т. Соколова

Просмотров: 4364
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • БЕНА-РОРШАХА ТЕСТ
  • Бена-Роршаха тест
  • КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ (КОММУНИКАТИВНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ, КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ)
  • метод исследования личности на основе составления таблиц распределения
  • МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
  • Методы психологического исследования межличностных отношений. Социометрия
  • Нарушение нормального процесса межличностного общения
  • ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
  • ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕУМЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИВЛЕКАТЬ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ
  • Опросник для диагностики структуры эмоциональности в профессионально-педагогической деятельности
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса
  • Принципы диагностики параноидного расстройства личности
  • Психотерапия и социальная реабилитация больных шизофренией
  • Роршах Герман | RORSCHACH, HERMANN (1884-1922)
  • Роршаха тест
  • Роршаха тест
  • Роршаха тест
  • Роршаха тест ранжирования
  • РОРШАХА, ТЕСТ
  • РОРШАХА, ТЕСТ РАНЖИРОВАНИЯ
  • Соматические нарушения и неврологические расстройства. Патология развития черепа и мозга умственно отсталых больных
  • Стратегии социальной адаптации личности
  • Тест «Саморегуляция и успешность межличностного общения»
  • тест Бена-Роршаха
  • ТЕСТ РОРШАХА
  • ТЕСТ РОРШАХА
  • ТЕСТ РОРШАХА
  • Тест Роршаха
  • Фухс-Роршаха тест



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь