Методы психологического исследования межличностных отношений. Социометрия

Выделяют следующие методы: 1) социометрический, 2) референтометрический, 3) изучения мотивационного ядра межличностных выборов, 4) изучения сплоченности коллектива. СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА Слово "социометрия" буквально означает "социальное измерение". Методика разработана американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценивания межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности. Членам изучаемой группы предлагают перечислить в порядке предпочтения тех товарищей по группе, с которыми они хотели бы вместе работать, отдыхать и т.п. Вопросы о желании человека совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности называются критериями выбора. Различают слабые и сильные критерии выбора. Чем важнее для человека намечаемая деятельность, чем более длительное и тесное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. Обычно в исследовании сочетаются вопросы разных типов. Они подбираются так, чтобы выявить стремление человека к общению с членами группы в различных видах деятельности (труде, учении, досуге, доверительной дружбе и т.д.). 1. Кого из членов вашей группы пригласили бы вы на день рождения? 2. С кем из членов вашей группы вы охотно бы стали выполнять совместное задание (учебное или производственное)? 3. С кем из членов группы вы могли бы поделиться своими личными переживаниями? Результаты, получаемые при помощи социометрической методики, могут быть представлены в форме матриц, социограмм, специальных числовых индексов. Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его "социометрический статус". Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют "звездами". Обычно к группе "звезд" по числу полученных выборов относятся те, кто получает 6 и более выборов (если при условиях опыта каждый член группы делал 3 выбора). Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории "предпочитаемых", если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории "пренебрегаемых", если не получил ни одного выбора, то к категории "изолированных", если получил только отклонения – то к категории "отвергаемых". Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим положением в группе: Куд= число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком. Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд – 0/3 = 0. Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если "звезд" и "предпочитаемых" в сумме больше, чем "пренебрегаемых" и "изолированных" членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства ("звезды" "предпочитаемые") = ("пренебрегаемые" "изолированные" "отверженные"). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом, а диагностическим показателем считается "индекс изоляции" – процент людей, лишенных выборов в группе.  

Просмотров: 3525
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии




Другие новости по теме:

  • ВЫБОРОВ, МЕТОДИКА
  • Группы встреч
  • ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ
  • Группы самопомощи
  • Деятельностное опосредствование межличностных отношений в группе: теория А. В. Петровского
  • Диагностика межличностных и межгрупповых отношений (социометрия). Дж. Морено
  • КАССАЦИЯ ВЫБОРОВ
  • КАССАЦИЯ ВЫБОРОВ
  • КАССАЦИЯ ВЫБОРОВ
  • КРИТЕРИЙ ГРУППЫ
  • Критерий группы
  • межличностных выборов мотивация
  • Метод портретных выборов (МПВ). Л. Сонди. Модификация Л. Н. Собчик
  • Метод цветовых выборов (МЦВ). Л. Н. Собчик
  • Методика определения ценностно-ориентационного единства группы
  • Модель руководства, ориентированная на обмен руководитель—член группы
  • Мотивация межличностных выборов
  • Мотивация межличностных выборов (мотивационное ядро выборов)
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
  • Психические расстройства при СПИД у лиц группы риска
  • СОЦИОЛОГИЯ ВЫБОРОВ (ЭЛЕКТРОРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ)
  • Сплоченность группы
  • Т-группы
  • Т-группы
  • Фальсификация выборов
  • Фрейм -«как если бы»
  • Шкала измерения потребностно-мотивационного профиля референтности группы
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ
  • Эффективность деятельности группы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь