|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева
Сетевая литература (сетература)- один из видов сетевого искусства, основанный на использовании письменности и имеющий в кач. конечного продукта художественное произведение, размещенное в сети Интернет. Такие произведения доступны одновр. многим пользователям (читателям), к-рые в нек-рых случаях могут участвовать в редактировании текста, развитии сюжета, включении новых персонажей и т. д. Следует различать сетевую литературу и литературу, перенесенную в сеть с печатных изданий. Произведения сетевой литературы чаще всего созданы и функционируют в сети т. о., что при переносе на бумажные носители существенно теряют ценность и привлекательность для читателей. Выделяют осн. свойства сетевой литературы: включенность произведения в общий дискурс сетевого взаимодействия в конкретном виртуальном сообществе в конкретный истор. момент времени; гипертекстовость, порождающая интерактивность художественного текста; возможность коллективного сотворчества (авторства); автоматическая обработка текста и возможность динамично изменять его содержание. Существенным признаком сетевой литературы становится открытость процесса создания и функционирования художественного текста для читателя, в распоряжении к-рого широкий спектр коммуникативных средств, напр.: описание автором замысла произведения и цели художественной коммуникации, отзывы и обсуждения художественного текста др. читателями, возможность внесения корректив и предложений по содержанию текста. Характерный для традиционной литературы скрытый, неявный смысл того или иного художественного произведения становится прозрачным и доступным как в процессе синхронного восприятия самого текста, так и внимания к его окружению, времени и месту его размещения. Художественные проекты, размещающие произведения сетевой литературы, обычно характеризуются высокой демократичностью и отсутствием критериев качества художественного текста, в соответствие с к-рыми происходит отбор публикующихся произведений традиционной литературы. Любой пользователь сети может зарегистрироваться на сайте как автор и публиковать свои тексты. Обычно такие проекты не содержат ограничений по жанру, по объему произведения, по количеству стилистических и грамматических ошибок и т. д. Интерактивность произведения сетевой литературы в рамках подобных проектов достигается широкой практикой рецензий и откликов читателей, регулярным проведением рейтингов и созданием топ-листов (по посещаемости, по количеству рецензий, по дате размещения, по экспертной оценке качества художественного произведения и т. д.). Проведение литературных конкурсов стимулирует развитие дискуссий и обсуждений критериев оценки участвующих в них художественных текстов. Реализация рекреационной и игровой функций сетевого литературного сообщества осуществляется в ходе частных литературных проектов, организуемых опр. группой авторов или инициируемый одним автором. Формами таких проектов выступают литературные игры (буриме, «сад расходящихся хокку» и др.), эксперименты по созданию произведений совместного авторства, создание автором виртуальных субличностей с самост. никнеймами и циклами произведений. Лит.: Долгополов А. Художественная литература в Рунете. Формы хранения и способы функционирования; Караковский А. История и практика сетевой литературы, 2004; Кузнецов С. Рождение Игры, смерть Автора и виртуальное письмо, 1999; Adrian R. (1997): net. art on nettime (Posting vom 11. Mai 1997). Ю. Л. Проект Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|