Дискурс сетевой

реализуется в процессе виртуального О., т. е. О., опосредованного Интернетом. Д. с. идентифицируется на основе специфики канала связи (Интернет). Его характеристики определяются в первую очередь особенностями коммуникативной ситуации, к-рая характеризуется опосредованностью О., пространственной удаленностью коммуникантов, а также возможной асинхронностью О. В О., опосредованном Интернетом, выделяются инвариантные и вариативные характеристики, к-рые зависят от того, какой конкретный сервис Интернета используется. Инвариантными характеристиками, т. е. присущими любому способу виртуального О., являются дистантность (пространственная удаленность коммуникантов) и опосредованность (т. к. оно осуществляется посредством Интернета). Вариативные характеристики определяются по разл. параметрам: в зависимости от времени участия в коммуникации, виртуальное О. может быть синхронным (онлайн: чат, скайп, видеоконференция) или асинхронным, отсроченным по времени (офлайн: электронная почта, списки рассылки, блоги, форумы дискуссий); в зависимости от вида речевой деятельности коммуникантов - письменным (чат, блог, форум дискуссий, электронная почта) или устным (видеоконференция, скайп); в зависимости от передаваемого содержания - информативным или фатическим; в зависимости от социального статуса участников, оно может быть частным или официальным; в зависимости от количества участников - межличностным, публичным, массовым. Осн. факторы, характеризующие Д.с, отражаются на специфике порождаемых в его процессе текстов. Опосредованность коммуникации вызывает необходимость совершать дополнительные операции по набору текстов, что в свою очередь, вызывает у коммуникантов стремление экономить свои усилия и время на набор сообщений. Это свойство телекоммуникационного дискурса находит отражение в стремлении к краткости изложения, а также в широком использовании «особой» телекоммуникационной орфографии: сокращений, малых букв вместо заглавных, телекоммуникационных аббревиатур, эмотиконов. Наиболее явно это проявляется в англоязычных текстах, для к-рых стало типичным использование на основе фонетического сходства цифр вместо соответствующих буквосочетаний (4 - for, 2 - to), букв алфавита вместо целых слов (U - you, B - be), а также комбинации цифр и букв (L8er - later, b4 - before). Типичная для опосредованного О. невозможность видеть или слышать собеседника, выражать чувства, эмоции, настроение голосом и паралингвистическими средствами (несмотря на то, что она преодолена совр. технологиями, к-рые позволяют передавать звук и изображение) сформировала особый способ выражения эмоций на основе своеобразного соединения письменного изложения в условиях дефицита времени и неформального стиля разговорной речи, своеобразную стенографию, к-рая представляет собой изображение эмоций или улыбок эмотиконов или смайликов (emoticons, smileys). Межличностному Д. с. в целом присущи эмоциональность, оценочность и экспрессивность. Пространственная удаленность коммуникантов создает также условия для анонимности, что позволяет без стеснения выражать свои мысли, мнения, чувства, эмоции, оценки и т. д. Анонимность создает и идеальные условия для введения участников Д. с. в заблуждение о реальной идентичности адресанта сообщений и требует осторожности в О. в социальных сетях). Асинхронность виртуального О. довольно относительна в связи с быстротой обмена сообщениями, с тем, что задержка в получении ответа на вопрос незначительна, создается эффект «непосредственности» О. В результате тексты Д. с. обычно диалогичны, содержат вопросительные предложения, а также просьбы пояснить, уточнить или предоставить какую-либо информацию. Тексты Д. с. характеризуются наличием: эмоционально окрашенной лексики, восклицательных предложений, эмотиконов (как средств выражения эмоциональности и экспрессивности выражения); оценочной и эгоцентрической лексики (как средств выражения личных оценок, мнений, предпочтений, субъективности изложения); сокращений, строчных букв вместо заглавных, телекоммуникационных аббревиатур, телекоммуникационной орфографии (вследствие стремления коммуникантов экономить время на набор сообщений); вопросительных и повелительных предложений (как средств выражения диалогичности и эмоциональности). Перечисленные характеристики текстов сообщений Д. с. наиболее типичны для неформального межличностного О., однако стремительное распространение Д. с. в разл. сферах институционального и делового О., делает возможной дифференциацию Д. с. по жанрам. Лит.: Киселева М. В. Межкультурный телекоммуникационный дискурс: к проблеме формирования ключевой информационной компетентности // Актуальные проблемы модернизации российского образования: обучение иностранным языкам. СПб., 2004. М. В. Киселева

Просмотров: 1171
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • ВЫРАЖЕНИЯ МЕТАФИЗИКА
  • ВЫРАЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЯ
  • ВЫРАЖЕНИЯ СПОСОБ
  • Выбирать выражения
  • Дискурсивный анализ сообщений СМИ
  • ЖЕСТОВ ЯЗЫКА ПЛАН ВЫРАЖЕНИЯ
  • Затасканные выражения
  • КАЧЕСТВА ВЫРАЖЕНИЯ
  • Культурные правила выражения эмоций
  • МО ДИ, также Мо-цзы
  • Мягкие выражения, смягчить тон
  • НЕАДЕКВАТНОСТЬ ВЫРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ЭМОЦИЙ
  • Обтекаемые выражения
  • Обучение в зависимости от состояния
  • Организационное управление учебным заведением на основе систем баз данных и средств телекоммуникаций
  • ПАРАМНЕЗИЯ, также псевдомнезия
  • ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ГЕНЕТИКА, также психогенетика
  • ПРИЧИННЫЙ РЯД, также причинная цепь
  • ПСИХОМЕТРИЯ, также чтение по предмету
  • Правила выражения эмоций
  • Причинный ряд, также причинная цепь
  • Психолингвистика СМИ: формы выражения сведений
  • РАЗВИТИЕ, также эволюция, генезис
  • СЕМАНТИКА, также семасиология
  • СИЛЛОГИЗМ УСЛОВНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ (СМ. ТАКЖЕ ДИЛЕММА)
  • УБЕЖДЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ, также промывание мозгов
  • УЧНИЧА, также Буддочнича
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА, также философия веры
  • ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь