|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.
БИБЛИОГРАФИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ— раздел библиографии, в задачи которого входят учёт и информация о произведениях печати для детей и юношества. Б.д.л. предназначается взрослым (педагогам, другим специалистам, работающим с детьми, родителям) и детям и помогает ориентироваться в мире детской литературы, содействует совершенствованию книгоиздания для детей. Б.д.л. опирается на исследования педагогики, психологии, социологии, литературоведения и книговедения и подразделяется на научно-вспомогательную (содействует научной и профессиональной деятельности) и рекомендательную (помогает в выборе изданий). Б.д.л. находит конкретное выражение в форме библиографических пособий (списки, указатели, каталоги, путеводители, картотеки и пр.). По охвату материала пособия делятся на ретроспективные (издания прошлых лет), текущие (современные издания) и перспективные (готовящиеся к выходу), по содержанию - на универсальные, тематические, отраслевые, страноведческие, краеведческие, персональные и др. Отечественная Б.д.л. До 60-х гг. 19 в. книги для детей отражались в общих библиографических указателях. Первым самостоятельным изданием считается указатель Ф.Г. Толля "Наша детская литература" (СПБ, 1862). Издания до 1917 представлены в указателях М.В. Соболева "Справочная книга по чтению для детей всех возрастов" (2 изд., СПБ, 1907), В.И. Водовозова "Обзор руководств и книг для общего образования" (в журнале "Отечественные записки", 1968-70), А.И. Лебедева "Детская и народная литература" (Н. Новгород, 1901-04, 6 изд., 1912-15), И.В. Владиславлева "Что читать?" (в. 1-4, М., 1911-17, 4 изд., 1918-19), в журналах "Что и как читать детям" (1911-17) и "Новости детской литературы" (1911-16), книготорговых каталогах изданий библиотеки И. Горбунова-Посадова (2 изд., М., 1912) и издательства И.Д. Сытина (М., 1915). Отли- чительная черта отечественной Б.д.л. - её педагогическая направленность. После 1917 наибольшее развитие получила рекомендательная Б.д.л. для учителей и родителей. Были изданы труды: А.К. Покровской "О работе в детских и школьных библиотеках. Основные положения и практические приёмы. С приложением систематического списка книг" (1918); М.Х. Свентицкой "Каталог школьных библиотек с краткими рецензиями" (1919); указатели "Сто книг твоему ребёнку" (1931) и "Каталог детской библиотеки", подготовленный Государственной библиотекой СССР им. В.И. Ленина (ныне Рос. государственная библиотека; в. 1-4, 1958-59). Непосредственно для детей были составлены пособия: И.В. Владиславлев и др., "Избранная литература для юных читателей по темам" (1918), Е. Привалова и И. Халтурина, "Что мне читать?" (1928). Библиографические списки публиковались в детских журналах ("Мурзилка", "Пионер", "Костёр", "Юный натуралист" и др.). Развитию Б.д.л. способствовала деятельность Института детского чтения (осн. в 20-е гг., впоследствии Институт методов внешкольной работы), первого в стране специализированного издательства детской литературы (1933), Домов детской книги в Москве и Ленинграде (1950). В 1940 Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина стала центром рекомендательной Б.д.л., а в 70-е гг. эти функции сосредоточились в Государственной республиканской детской библиотеке РСФСР (ныне Государственная рос. детская библиотека). Литература и другие материалы для детей и юношества отражаются в государственных библиографических летописях ("Книжная", "Нотная", "Картографическая", "Летопись периодических и продолжающихся изданий" и др.), выпускаемых Рос. книжной палатой. С 1966 издаётся журнал "Детская литература". Сведения по научно-вспомогательной Б.д.л. можно найти в ретроспективных указателях: Алексеева О.В., "Библиография русских детских книг" (1717-1854), в кн.: "Материалы по истории русской детской литературы", в. 2, М., 1929 (Институт методов внешкольной работы), Старцев И.И., "Детская литература. Библиография...", 1918-84 (М., 1933-89), Завьялова В.П., Каминская Т.Б. и Латышева В.И., "Детская литература. Библиографический указатель" (М., с 1984). Св. 4 тыс. названий отражает указатель "Книги для детей. Произведения зарубежных писателей в переводе на русский язык, 1918-78", составители Кухтерина И.П. и др. (М., 1979). Проблемам Б.д.л. и педагогики детского чтения посвящены специализированные указатели: Старцев И.И., "Вопросы детской литературы и детского чтения, 1918-1961" (М., 1962 и 1967), Живова З.С., Медведева Н.Б., "Вопросы детской литературы и детского чтения, 1966-1970" (1977) и др. Литература о творчестве детских писателей отражена в пособиях: Длугач Р.В., "Источники для словаря русских детских писателей. 1760-1854", в кн.: "Материалы по истории русской детской литературы (1750-1855)", в. 2, М., 1929; Витман А.М., Оськина Л.Г., "Советские детские писатели. Биобиблиографический словарь (1917-57)", М., 1961; Кузнецов Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н., "Детские писатели. Справочник для учителей и родителей", М., 1995; "Писатели нашего детства. 100 имён. Биографический словарь" [в 3-x ч.], М., 1998; "Русские писатели ХХ века. Библиографический словарь", 2 изд., М., 1998; "Новые имена в детской литературе. Библиографический указатель. 1991-97", М., 1998, и др., а также персональных научно-вспомогательных пособиях. Выпускается рекомендательная Б.д.л., ориентированная на различные возрастные группы детей (для малышей, подростков, старших школьников и т.д.), на педагогов (по руководству внеклассным чтением). Рос. государственная детская библиотека готовит проблемно-тематические библиографические пособия (о нравственности, спорте, свободном времени и пр.). Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|